Чайный гриб где продавать
RB.RU вместе с корпорацией ЭФКО 20 мая организуют конференцию Deep Food Tech: технологии создания новых продуктов питания и бизнес на еде будущего. Подробнее на сайте deepfoodtech.ru.
До запуска собственного проекта я занималась выводом продуктов на рынок. Самым полезным опытом оказался проект «Хмельные». Я выводила на рынок дрожжи и отвечала за запуск продукта с нуля — разрабатывала торговую марку, получала сертификаты, курировала подрядчиков и продажи. Опыт работы с продуктами мне пригодился, когда у меня появился чайный гриб.
Идея
В 2017 году я с мужем поехала в США и там увидела напиток Kombucha. Он продавался везде, стоял на полках супермаркетов вместе с американской классикой – Coca-Cola, Pepsi. Я купила, попробовала и… Это был обычный чайный гриб! Тот самый кисло-сладкий шипучий напиток моего детства.
Оказалось, что Kombucha завоевал в США миллионы поклонников, потому что это натуральный напиток с массой полезностей – пробиотиков, антиоксидантов, витаминов.
Кстати, по одной из версий, на рынок США его вывел «наш» человек — выходец из СССР. И я подумала, почему бы и мне не сделать то же самое. Я веду здоровый образ жизни, люблю спорт, давно отказалась от сладкой газировки, у меня есть опыт работы с очень похожим продуктом. Вероятно, мы с комбучей созданы друг для друга. А значит, бизнес должен получиться.
Гриб я купила сразу — знала, что пригодится, — и привезла сюда. Его легко купить на Amazon, и стоит он копейки. Он до сих пор живет у нас дома, по сути это такой аналоговый «тамагочи». К концу 2017 из всех активов у меня было только желание и гриб.
Начало
Я полезла изучать статистику. По прогнозам Zion Market Research, к 2022 году общемировые продажи комбучи вырастут до $2,5 млрд. При этом самый быстрорастущий рынок комбучи — в США: за 2017 год его рост составил больше 37%.
В 2016 году PepsiCo купила одного из крупнейших производителей комбучи в США — компанию KeVita. Сумму сделки компании не раскрывают, но, по неподтвержденным данным, она составила $200-300 млн. В этом году Coca-Cola проинвестировала $20 млн в Health-Ade Kombucha. Венчурные инвесторы активно скупают доли в таких стартапах, потому что у них есть спрос среди пивных компаний. Так я поняла, что интерес к чайному грибу общемировой, а значит, и мне места на рынке хватит.
Затем я обратила внимание на то, что российские производители сформировали цену на полке около 150 рублей за бутылку. Это позволяет им хорошо зарабатывать. При этом у нас представлены преимущественно крафтовики, которые практически не поставляют свой товар в сети.
Комбучу можно было купить исключительно в больших городах и то — точечно, в специализированных магазинах. Так стало ясно, что, помимо интереса потребителей, есть ниша – надо производить напиток в промышленных объемах, сделать его массовым, доступным каждому, как минералка и сок.
Поиски
Открыть свое пищевое производство с нуля очень сложно, поэтому я начала искать завод на подряд.
Чайный гриб – специфический продукт. Это штамм культуры — проще говоря, бактерии и дрожжи. Поэтому заводы, которые делают лимонады или морсы, не подходят – бактерии переберутся на их продукты. Мне были нужны именно производства кваса и пива – дрожжевых напитков.
Я искала завод через интернет — просто гуглила запросы «услуги по розливу в бутылку», «производство безалкогольных напитков». Смотрела все сайты, звонила, выясняла условия — могут ли взять мою комбучу, какая минимальная партия, что с крышками и эткетками. Результаты я заносила в таблицу, с более-менее подходящими производствами планировала встречи. Жаль, что нет маркетплейса контрактных производств.
Как найти производство для специфического продукта:
- заложите полгода-год на поиск подходящей площадки и не нервничайте,
- напишите запросы в профильные группы в соцсетях,
- ищите через поисковики, изучайте сайты,
- звоните и уточняйте детали,
- встречайте на производстве, осматривайте и принимайте решение.
Производство
Не прошло и полугода, а я, наконец, нашла завод в Подмосковье. Собственница оказалась таким же фанатом чайного гриба, как и я — мы с ней сошлись.
С лета 2018 я начала развивать производство — вложила в дело собственные 2 млн рублей. Эти деньги я потратила на разработку бренда, этикетку, ее печать, бутылки, и, конечно, на само производство и технологию.
Благодаря вложению в технологию я добилась того, что напиток стал храниться один год без пастеризации и консервантов. Многие не верят, спрашивают, как, но мы не «колемся» — это наше ноу-хау.
Конечно, были и проблемы. Например, чтобы разлить пробную партию в пять тысяч бутылок, невозможно купить пять тысяч этикеток по адекватной цене. Нужно забирать сразу 200 тысяч или переплачивать в 10 раз. Я, веря в успех, сразу взяла большую партию.
Первые образцы комбучи я получила в феврале 2019 года. Протестировала на себе, семье, друзьях — всем напиток понравился. Дальше нужно было запускать в промышленное производство. И тут началось самое интересное!
Своих денег у меня уже не было. Я пошла за кредитом. Подала заявки в добрую дюжину банков — все они дружно отказали, потому что моей компании меньше года, у меня не было (да и сейчас нет) ни залога, ни достаточных для банков оборотов.
Тогда я представила проект на краудлендинговой платформе Fan.money, собрала за месяц 1,5 млн рублей у инвесторов, плюс договорилась с самой платформой на скидку с комиссии в обмен на рекламу платформы на этикетке. Итого вместо 4% заплатила — 2%.
На инвесторские 1,5 млн рублей была произведена первая промышленная партия в мае 2019. Эти деньги я сейчас возвращаю под 28% годовых. Я согласилась на эти условия, потому что unit-экономика позволяет – себестоимость одной бутылки около 50 рублей, а продается она по 150 рублей в России и по 2-3 евро — за рубежом.
Команда
Важно было подобрать команду с опытом в дистрибуции напитков, работе с федеральными сетями и ВЭД. Поскольку проект молодой, нет возможности платить большие зарплаты, поэтому я согласовала продавцам бонусы от продаж без «потолка» и опционы в компании.
Эти условия в сочетании с необычным, модным продуктом позволили мне привлечь трех мегаопытных ребят. По сути, они мои партнеры, у каждого – по 15-20 лет опыта в продажах и продвижении напитков, как в федеральном масштабе, так и в международном.
Конечно, в стартап без бюджета в первую очередь стоит привлекать людей, которые тебя уже знают и доверяют: знакомых, бывших коллег, знакомых знакомых. У меня сработали соцсети — я опубликовала пост и попросила о репосте мужа и друзей.
Я заранее создала минимально необходимый набор – сайт, презентацию, бизнес-аккаунты в соцсетях, рекламные материалы, скрипты продаж – так что моим коллегам удобно работать.
Результат
У нас есть человек вне команды — агент, который (очень хорошо) работает за процент. Да, на нем завязаны коммуникации с сетями, я плачу ему процент во время действия договора. Но зато за короткий период сотрудничества с ним у нас на финишной прямой переговоры с такими компаниями, как «Магнит», «Глобус Гурмэ», «Гипер Глобус», «Азбука вкуса». И я не трачу деньги в случае неудачи. С остальными работаем самостоятельно.
Сейчас напиток продается в Москве в «Мастерской вкуса» и «Республике». Комбуча поставляется в Санкт-Петербург, Липецк, Казань, Пермь, Иркутск, Крым, Калининград в специализированные магазины здорового питания и дистрибьюторам напитков.
Как поставить свой продукт на полки крупных магазинов?
- Создавайте уникальный продукт или готовьте миллионные бюджеты на вход в сети.
- Готов пилотный образец? Отлично, начинайте стучаться в сети! Первые результаты будут не раньше, чем через полгода-год.
- Следуйте установленным правилам, не изобретайте велосипед — у каждой сети есть сайт, где подробно написано как оформить коммерческое предложение.
- Ищите агентов, которые уже работают с аналогичными продуктами и регулярно общаются с категорийными менеджерами. Мы нашли такого человека через соцсети — помогло большое количество друзей, оставшихся со времен работы в пищевом производстве.
Я стала участником экспортного акселератора от Российского Экспортного Центра и Московского Экспортного Центра, которые частично компенсируют мне затраты по выводу комбучи на зарубежные рынки.
Сделать это было очень легко, никаких личных связей и секретов — я в очередной раз просто следовала инструкциям и использовала сложившуюся ситуацию. Сейчас государство активно поддерживает экспортно-ориентированные компании, поэтому я просто поискала конкретные программы поддержки.
Зарегистрировалась и подала заявки на сайтах каждого из центров и получила уведомления о том, что я прошла в программу. Теперь я могу участвовать в зарубежных выставках почти бесплатно.
Планы
В августе к нам в штат пришел человек с опытом ВЭД. Как я уже говорила, хочу вывести проект в Европу, Китай, Ближний Восток и США.
Ближайшая цель – продавать в месяц один миллион бутылок. До конца 2020 года я планирую выйти на эту цифру — для этого продолжаю привлекать финансирование, чтобы продвигать бренд, продавать через Instagram, плюс мне надо поддерживать товарный запас и обеспечивать работу с торговыми сетями.
Через Instagram пока что идут единичные продажи, но теперь он в фокусе моего внимания, буду активного его развивать. Я считаю перспективным делать ставку на инфлюенсеров и разрабатываю модель сбыта через инстаграм-франшизу.
Выводы, они же рекомендации
- Отбросьте сомнения и запускайте продукт, если видите «боль» потребителя, которую можете решить. Мотиватор и катализатор в этом смысле — личная потребность в продукте. Комбуча нужна была прежде всего мне самой, поэтому я не боялась.
- Берите на себя риски, привлекайте инвестиции и займы. Сейчас это проще сделать, обратившись к инвесторам — напрямую или через платформы. Стучитесь во все двери — одна из них точно откроется. Даже мне, человеку без опыта, поверили и дали денег.
- Ищите в команду людей, которым самим близок дух предпринимательства — они должны быть активными, целеустремленными и немного авантюрными. Многих из них вы наверняка знаете, просто оглядитесь.
Фото в тексте предоставлены автором
Фото на обложке: Oksana Mizina/Shutterstock
Источник
Чайный гриб где продавать
В кризисное время приходится искать для себя новые источники дохода. Существуют много прибыльных профессий, которые можно освоить на дому. Например, веб-дизайн. Тем не менее создавать сайты, наполняя их изображениями и новостями дано далеко не всякому. Существует много способов заработать деньги активно используя Интернет, но при этом не заниматься компьютерными специальностями.
Сегодня речь пойдёт о том, как зарабатывать деньги выращивая чайный гриб и продавая его другим. Наверняка, многие слышали об этом уникальном растении. Для того, чтобы держать его в домашних условиях достаточно иметь обычную трёхлитровую банку.
Всё дело в том, что растение в процессе своей жизнедеятельности выделяет специальный сок, который можно затем сливать из банки и употреблять в пищу, перемешивая с сахаром.
Питательный раствор можно перемешивать с обычным чаем или другими напитками, а затем тестировать полученный результат.
Как открыть бизнес на чайном грибе?
Для начала напиток можно продавать на местном городском рынке или соседям по дому. Затем можно подавать объявление в Интернете на любой доске объявлений и продавать чайный напиток уже по всему городу. По мере расширения сферы продажи можно даже переключиться на соседние города и сёла. Таким образом, будет обретена популярность. Если дела пойдут успешно, то можно также открыть собственный сайт.
В этом случае можно воспользоваться готовой формой, которую предлагают некоторые хостинги или, если знания позволяют, создать сайт самому. Скорее всего, к тому времени когда предпринимателю понадобиться свой сайт, он уже будет в состоянии воспользоваться услугами профессионалов. Это будет уже новый этап деятельности по продаже напитка из чайного гриба.
Расширяем бизнес
Для расширения собственного дела понадобиться свой бренд. Производство напитка потребует приобретения специального оборудования. Вероятно, это дело нескольких лет кропотливого труда. Возможно, в дальнейшем открытие поставок напитка из чайного гриба для различных кафе и ресторанов или даже создание собственного подобного заведения.
В последнем случае речь уже идёт не только о продаже напитков из чайного гриба, но и о других блюдах. К примеру, возможно создание пиццерии, в которой в качестве жидкого угощения будет подаваться грибной чай.
Существует пример американских предпринимателей из городка Эджуотер, открывших свой бизнес по продаже чайного гриба. Они занимаются его поставкой в соседние города, а их кафе уже насчитывает штат сотрудников из нескольких человек. Надо сказать, доходы у семьи весьма приличные.
Источник