Будь лесу другом!
Продолжим разговор о добрых поступках, по отношению к природе. Загадка. Есть у ребят зеленый друг. Веселый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (Лес) На доске иллюстрации с изображением леса. Прослушивание фонограммы «Голоса птиц». Представьте, что вы находитесь в лесу. Почему люди любят ходить в лес? Какими бывают леса? ( лиственные, хвойные, сметанные, сосновый бор, ельник березовые рощи, дубравы) Какие растения встречаем в лесу? Лесные растения приспособлены к совместной жизни в лесу — образуют «лесные этажи» (ярусы). Одним растениям требуется много света, другим — меньше, а третьи могут жить только в тени. Вот они и образовали «этажи». В лиственном лесу 5 этажей, Основа лесного дома — деревья. Загадаю загадки о растениях, которые растут на 1 «этаже». Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (БЕРЕЗА) Я из крошки-бочки вышел, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч, Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок. (ДУБ) Чудное дерево! И зиму, и лето зелено, Высоко торчит, Далеко глядит. Весной цветет, Летом плод дает. Осенью не увядает, Зимой не умирает. (ЕЛЬ, СОСНА) Весной растет, Летом цветет.
Осенью осыпается, Зимой отсыпается. А цветок-то — медок, Лечит от гриппа, Кашля и хрипа. ( ЛИПА) На 2 «этаже» представлены такие деревья: Стоит дерево: Цветы ангельские, А когти дьявольские. ( ШИПОВНИК) На зеленом платке Красные узоры зацвели. ( РЯБИНА) Среди леса огонь горит. ( КАЛИНА) Цвет белый, А ягода черная. ( ЧЕРЕМУХА) На 3 «этаже» — молодые деревья, родители которых растут на 1 и 2 этажах.
4 «этаж» — Живет девица в лесочке. Носит красную сорочку. Ей всяк кланяется. ( ЗЕМЛЯНИКА) Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберет, Руки вымажет и рот. ( ЧЕРНИКА) На больших столбах подряд Лампы белые висят. ( ЛАНДЫШИ) 5 « этаж» — В лесу на одной ножке
Выросла лепешка. (ГРИБ) Мягок, а не пух.
Зелен, а не трава. (МОХ) «Подвал» — почва, в которой находятся корни растений. Дети читают стихи о лесе. Стихи о лесе. 1. В. Шульжик «Утренний лес». Удивителен утренний лес. Храм цветов и рогатых улиток. Он как будто бы выплетен весь Из тончайших серебряных ниток. Паутинки звенят на весу. И колеблются в розовом дыме, Будто гусли, оставив в лесу, Гусляры не вернулись за ними. И навеки забытые тут, Пробужденные ветром рассвета. Гусли тихо и грустно поют Песню запаха, звука и цвета. 2. С. Погореловский Здравствуй, лес, дремучий, лес, Полный сказок и чудес. Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои! Учитель: Лес — доверчивый друг! Всех приглашает в гости. В лесу приятно отдыхать, Здесь можно веселиться и играть, Дары природы собирать. Лишь жителей лесных Не смейте обижать.
Инсценировка «Туристы» 1 турист Сегодня мы пришли гулять. Благо, лес — рукой подать. Закупили все подряд: Пиццу, спички, лимонад. 2 турист Свежий воздух возбудит Наш здоровый аппетит, А пакеты, банки, склянки – Лес большой, он все вместит. Лес, он чей? Да ничей! 3 турист Расположимся скорей! Тут уж не помешают: Жги и лей, руби и бей! 4 турист Урны нет, носи в кусты! Мы с природою на «ты». 1 турист Банки в землю закопаем. Мусор птицам разбросаем, В речку скинем все бутылки, В море пусть плывут посылки. 4 турист Мы — цари! Молчи, Природа! Все здесь наше — лес и воды! Учитель: Я боюсь, что жертвою прогресса Станет чистый изумрудный цвет. Что потомки не увидят леса На планете через сотню лет. Ребята, поступаете ли вы так же?
Нет на Земле бактерий, которые могли бы все искусственно созданные человеком материалы разлагать. Чтобы в природной среде разложились: бумага требуется от 2 до 10 лет консервная банка — 90 лет фильтр от сигареты — 1000 лет полиэтиленовый пакет — 200 лет пластмасса — 500 лет стекло — 1000 лет Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу старый полиэтиленовый пакет или бутылку. Экологический словарик. Чтение статьи учащимися и беседа по прочитанному. Каждому ученику раздать текст Вытаптывание Ты идешь по лесу. Посмотри-ка вниз, себе под ноги. На что ты наступаешь? Разные травы, грибы, мелкие животные — все может попасться под ноги. Там, где один человек пройдет, ущерб лесу не очень большой. А там, где пройдут один за другим десять, сто, тысяча человек? Вытаптывание — это беда пригородных лесов и парков. Шагает человек и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы, уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды, и растениям на ней жить очень трудно, а то и совсем невозможно. Погибает в вытоптанных местах и грибница грибов. А как страшны наши ноги для жуков, муравьев, пауков, многоножек! Ты только представь, какие мы великаны по сравнению с ними! Очень просим тебя: в лесу и в парке постарайся ходить по уже проложенным тропинкам, и дорожкам! Этим ты убережешь от гибели множество живых существ. И еще: будь внимателен и на тропинке. Постарайся не раздавить жуков, бродячих пауков и других мелких лесных обитателей, часто выбегающих на дорожку. Они ведь не понимают, что здесь ходят люди, которым надо уступить дорогу. Поэтому лучше, если дорогу будем уступать мы. Вытаптывают почву не только люди, но и домашние животные, если их подолгу пасут на одном и том же месте. Это наносит большой вред лугам, степям, тундре.
Рассказывают дети. Лесные пожары На всей земле ежегодно возникает около 200 тыс. лесных пожаров. Из этого числа лишь 20 тыс. — по вине молний, несколько процентов приходится на другие силы природы, остальные — по вине конкретных людей. Ежегодно число лесных пожаров на Земле за последние 500 лет возросло в 10 раз. В нашей стране в 1972 г. лесными пожарами были охвачены территории 17 областей и республик. Лесные ресурсы России, Российские леса — основа экологической прочности биосферы всего северного полушария Земли, поскольку 22 % площади лесов и 25% древесины мира находятся в России. Леса занимают 45% территории страны. 15 лет назад СССР занимал 2-е место в мире по объему вывозки древесины (после США). 1-е место по выпуску пиломатериалов. В 1998 году показатели резко упали. Леса не только источники древесины, но и лекарственных и пищевых растений, пушного зверя. Леса поглощают углекислый газ и противостоят развитию «парникового эффекта» и глобальному потеплению климата. Леса — важное звено поддержания уровня воды в реках. Чрезмерные вырубки приводят к развитию водной и ветровой эрозии почв, высыханию мелких рек.
Вырубка лесов. В тропических широтах под натиском плантаций ананасов, кокосовых пальм и шоколадных деревьев площади экваториальных лесов сокращаются. Каждую минуту исчезает 23га леса. Каждый день исчезает 1 вид растений. Если этот процесс не остановить, то вскоре каждый час будет исчезать по одному виду. Как же нам быть? Учитель:
Есть среди нас те, Которые не понимают: Погубим лес — так быть беде. И на душе от этого тревожно, Ну, неужели, люди, невозможно Цветущий лес для правнуков сберечь?
Конкурс экологических знаков ( выступление уч-ся в защиту знаков) Чтение стихотворения. Н. Рыжова «Правила разведчиков природы»» Если в лес пришел гулять. Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки. Убегут с лесной опушки
Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять: Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу — всего лишь гость, Здесь хозяин — дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам — не враги! Помоги лесным зверюшкам Приготовь для них кормушки. И тогда любой зверек Будь то ласка иль хорек. Скажет: «Ты — мой друг! Спасибо!» Учитель. Земле не помогут никакие, даже самые могущественные волшебники и феи. Только люди могут посадить деревья, очистить реки, воздух. Только сами люди могут спасти Землю. Говорят: «Один в поле не воин». Это к экологи не относится – здесь каждый из нас может внести лепту в дело охраны окружающей среды. Чтение стихотворения С. Маршак «Праздник леса»
Что мы сажаем. Сажая Леса? Мачты и реи — Держать паруса. Рубку и палубу, Ребра и киль — Странствовать По морю В бурю и штиль. Что мы сажаем, Сажая Леса? Легкие крылья — Лететь в небеса. Стол, за которым Ты будешь писать. Ручку, Линейку, Пенал И тетрадь. Что мы сажаем. Сажая Леса? Чащу, где бродят Барсук лиса, Чащу, Где белка Скрывает бельчат, Чащу, Где пестрые
Дятлы Стучат. Что мы сажаем. Сажая Леса? Лист, На который Ложится роса, Свежесть Лесную, И влагу, И тень, — Вот что сажаем в сегодняшний день.
Теперь мне хочется пожелать вам, чтобы вы смотрели на природу так, как смотрит друг, — глазами доброго человека. Литература. 1.Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. — М.; Владею, 2002 2. Горбунова Н. А. Школьный лагерь. — Волгоград, 2003 3. Гузова В.Л. Первый класс — день за днем. Материалы для специалистов нач. шк. — СПб: Каро, 2006 4. Кузнецов В.Н. Экология. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. — М.: Дрофа, 2002 5. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. Метод. пособ. — ML: ТЦ Сфера, 2002 6. Плешаков А.А. Зеленый дом. Метод. пособ. — М.: Просвещение, 1997 7. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. — Ярославль «Академия. К 0 », 2002 8. Соколова Е.И., Гарабарина Т.И. Загадки лесной опушки. — Ярославль, «Академия. К°», 2002
Источник
ГКУСО «Невинномысский СРЦН «Гавань»
Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Невинномысский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гавань»
«Будь лесу другом»
Все страшней, что жертвою прогресса
Станет чистый изумрудный цвет.
Что потомки не увидят леса
На планете через сотню лет.
Земле не помогут никакие, даже самые могущественные волшебники и феи. Только сами люди могут спасти Землю.
Ребята из отделения социальной реабилитации ГКУСО «Невинномысский СРЦН «Гавань» с экскурсией посетили городскую станцию юных натуралистов с целью углубления знаний о значении леса, растений для всего живого на Земле и необходимости бережного отношения к природе.
Педагоги дополнительного образования с радостью встретили ребят и рассказали им о редких растениях «Зимнего сада» условиях, способах их выращивания и размножения. В «Живом уголке» дети узнали о редких животных, птицах рыбах, насекомых, которые нуждаются в бережном отношении к ним людей. По окончании экскурсии ребятам были вручены памятки, о том, как себя вести, чтобы не навредить природе и занимательные книжки, которые через увлекательные задания помогут детям больше узнать о братьях наших меньших.
Экскурсия на станцию юных натуралистов оставила яркие впечатления и способствовала расширению кругозора у детей. Дети от всей души поблагодарили сотрудников станции за познавательную экскурсию, яркие впечатления и уникальную возможность прикоснуться к живой природе.
Воспитатель отделения социальной реабилитации Ильина Л.В.
Источник