Любимое место для фотосессий: беседки-ротонды в Парке Горького отреставрируют
Реставрация знаменитых беседок-ротонд Голицынской больницы на Пушкинской набережной, одного из главных символов Парка Горького, продолжилась. Специалисты приступили к восстановлению исторического облика беседок. Завершить работы и открыть их для гостей парка планируется до конца сентября.
Белокаменные беседки-ротонды были возведены в начале XIX века как часть архитектурного ансамбля Голицынской больницы для бедных. Ее в 1802 году построили в стиле классицизм по проекту архитектора Матвея Казакова на средства, завещанные князем Дмитрием Голицыным. В больницу принимали на лечение всех нуждающихся. Созданная по типу загородной усадьбы, она имела территорию, простиравшуюся до набережной Москвы-реки. На границах больничного парка возвышались семиметровые ротонды с колоннами, выполненными по канонам древнегреческого дорического ордера. Ему присущи массивность и лаконичность форм.
Сегодня в здании больницы на Ленинском проспекте располагается Голицынский корпус ГКБ № 1 имени Н.И. Пирогова (Первой градской больницы). А беседки-ротонды на Пушкинской набережной стали излюбленным местом для фотосессий у москвичей и гостей столицы.
«До реставрации ротонды находились в плачевном состоянии. Белокаменная кладка колонн во многих местах разрушилась, покрывшись сколами и трещинами. Особенно сильно износилась кровля беседок: деревянные стропила и мауэрлаты сгнили, металлическая часть куполов тоже требовала замены. На первом этапе специалисты усилили и отреставрировали фундамент беседок-ротонд. Потом полностью перебрали и отшлифовали белый камень колонн, заменив их металлические сердечники. Это были самые масштабные и длительные работы. После чего отреставрировали белокаменный антаблемент. Теперь реставраторам предстоит завершить восстановление деревянных конструкций кровли и куполов», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
По словам главы ведомства, ротонды Голицынской больницы входят в число объектов культурного наследия федерального значения. Поэтому все реставрационные работы проводятся по согласованному с Мосгорнаследием проекту и под контролем специалистов Департамента.
Масштабное воссоздание исторических объектов на территории Парка Горького продолжается уже несколько лет. Так, в 2018 году в парке завершилась реставрация циркумференций — двух боковых крыльев главного входа. С 1950-х годов здесь находились кассовые павильоны. Во время работ, которые длились два года, специалисты восстановили фасады, а также интерьеры циркумференций. Шесть из 42 кассовых окон остались открытыми, их украшают вывески «Касса».
В ближайшее время запланирована реставрация грота графа Орлова в Нескучном саду. Садово-парковое сооружение было построено в конце XVIII века. Реставрацию проведут впервые за всю историю существования грота. Специалисты приведут в порядок каменную кладку, а также восстановят исторический облик смотровой площадки.
В конце прошлого года в парке воссоздали еще один исторический двухметровый вазон, на котором изображены белые лебеди на фоне голубой водной глади. Он является частью декоративной композиции из 12 вазонов, расписанных в античном стиле.
Точно такая же композиция украшала Пушкинскую набережную в 1930-е годы. Она была создана по проекту архитектора Александра Власова, разработавшего генеральный план парка. Оригинальные вазы были утрачены предположительно во время Великой Отечественной войны. В наши дни по архивным документам и фотографиям из 12 уличных декоративных сосудов восстановили уже 11.
Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького был основан в 1928 году. Территорию от главного входа до Нескучного сада спроектировал авангардист Константин Мельников, а в 1932 году над проектом начали работать архитекторы Алексей Щусев и Александр Власов.
Множество павильонов и строений парка, возведенных в разные годы, сохранилось и до наших дней. В 1920-х годах здесь появился павильон «Шестигранник», в 1930-х открыли зеленый театр, в 1950-х построили арку главного входа и народную обсерваторию, а в 1970-х запустили первый светомузыкальный фонтан.
В 2013 году парку передали часть территорий природного заказника «Воробьевы горы» и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а в 2015-м в его состав вошел парк искусств «Музеон», самый крупный в России музей скульптуры под открытым небом.
Матвей Казаков (1738–1812) — известный московский архитектор, один из основоположников классицизма в русской архитектуре и один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Вместе с Василием Баженовым занимался строительством дворцово-паркового ансамбля в Царицыне. Кроме того, по его проектам в столице возведено множество зданий, которые сохранились до наших дней. Среди них Петровский путевой дворец (Ленинградский проспект, дом 40), генерал-губернаторский дом — ныне здание Мэрии Москвы (улица Тверская, дом 13), Сенатский дворец на территории Московского Кремля и Ново-Екатерининская больница (Страстной бульвар, дом 15).
Сохранение и восстановление памятников архитектуры в Москве — важнейшее направление в работе Департамента культурного наследия. Многие памятники обретают новую жизнь, их приспосабливают для современного использования, сохраняя при этом исторический облик столицы. С 2011 года в городе отреставрировали более 1400 объектов культурного наследия, из них 203 — в 2019 году.
Источник статьи: http://www.mos.ru/news/item/75696073/
Ансамбль Голицынской больницы – архитектор Казаков М. Ф.
Деловой квартал > Ансамбль Голицынской больницы – архитектор Казаков М. Ф.
В ансамбле Голицынской больницы — одном из последних и наиболее значительных произведений Казакова — получили обобщение прогрессивные черты классической русской архитектуры второй половины XVIII века. Казаков учел все требования, предъявляемые к больничному зданию, и вместе с тем создал монументальное сооружение, художественный образ которого свидетельствует об успехах русской культуры эпохи Просвещения.
В сочетании практической целесообразности композиции ансамбля и высокой идейной основы его архитектуры, как и ее синтеза со скульптурой, проявился классицистический метод зодчего.
Голицынская больница строилась в 1796-1801 годах в Москве на Большой Калужской улице, на месте ранее существовавшей усадьбы с регулярным парком, спускавшимся к Москве-реке. Средства на ее возведение были завещаны умершим в 1793 году князем Д. М. Голицыным. Это общественно полезное учреждение должно было служить памятником своему основателю. Ансамбль Голицынской больницы — один из лучших образцов русского зодчества, в котором начала проявляться его близость архитектурным принципам классицизма первой трети XIX века, о чем свидетельствуют спокойные глади стенных плоскостей, вытянутая вдоль улицы композиция здания и его флигелей, строгость и сдержанность общего архитектурного замысла. В этом произведении ярко проявилось мастерство Казакова как архитектора-градостроителя.
В отличие от небольшого участка для здания Московского университета, ограниченного к тому же соседними строениями, место для Голицынской больницы выбрали просторное, что открывало Казакову большие планировочные возможности. Учитывая громадное значение для Москвы того времени образцовой больницы и широко подходя к вопросам градостроительства, Матвей Федорович придал всему сооружению облик монументального общественного здания. На «проспективой дороге по Калужской улице», застроенной редко разбросанными обширными усадьбами, между которыми ютились мелкие деревянные домики, ансамбль Голицынской больницы выглядел впечатляюще. Здание было расположено на высоком берегу реки в большом парке — крайне удачный выбор для лечебного заведения.
В общей композиции больничного комплекса Казаков использовал сложившиеся традиционные формы хозяйственной и архитектурной организации крупных московских усадеб и развил их лучшие архитектурные качества: парадность раскрытой к улице композиции, удобство расположения отдельных частей, тесную связь архитектуры с окружающей природой. Больница представляет собой трехэтажный корпус с двухэтажными боковыми флигелями. Свободно раскинувшееся главное здание комплекса четко организовало улицу.
Высокий купол его центральной части стал господствующим элементом в прилегающем районе. Здание больницы, отнесенное от улицы и обращенное к ней главным фасадом, образовало характерный для традиционных московских усадеб того времени парадный двор — курдонёр. Особенностью композиции двора являются развернутые вдоль улицы длинные крылья, подчеркивающие парадную с ней связь.
Фасадами боковых корпусов зодчий создал линию застройки Большой Калужской улицы (в те времена еще загородной дороги), предусмотрев включение здания больницы в ансамбль будущей крупной магистрали Москвы. Архитектура здания изысканно проста. Казаков подчеркивает горизонтально члененные гладкие стены тягами.
Вытянутый главный корпус венчается куполом, включенным в нарастающий ступенями к центру общий объем: с двухэтажных боковых частей к трехэтажному основному зданию. Упругий цилиндрический купол на высоком барабане уравновешивается двумя трибунами, играющими декоративную роль.
Центральная часть выделена сильно выступающим шестиколонным дорическим портиком с тяжелой балюстрадой, поднятыми на цокольный этаж, и парадными белокаменными наружными лестницами. Фасады боковых крыльев центрированы портиками с симметрично расположенными по сторонам ризалитами. Декоративное убранство фасадов отличается простотой и лаконичностью, в связи с чем уличный и садовый фасады оформлены одинаково, не считая орнамента фронтонов. На фасадах применяются лепные кронштейны, балясины и сандрики одинакового рисунка. Центральное место в композиционно-планировочной структуре больницы было предоставлено ротондальному храму. Из-за отсутствия удобной внутренней связи между правой и левой частями здания зодчий разделил его на два обособленных комплекса по обе стороны от церкви, с отдельными входами, расположенными во внутренних углах двора.
На первом этаже главного корпуса размещались административно-лечебная и аптечная группы. На втором и третьем этажах располагались палаты, разделенные объемом храма на мужскую и женскую половины. Казаков тщательно разработал интерьеры всех основных помещений больницы и, варьируя их пропорции и формы, разнообразил внутреннюю планировку. Большинство помещений были отделаны очень просто: единственные украшения — значительный вынос карниза и печи с керамикой бело-голубого рисунка.
С точки зрения функциональности внутренняя планировка учитывает всю специфику врачебных требований к размещению палат. Наружному облику здания соответствовало исключительное по мастерству исполнения оформление интерьера. Центр больницы выделен не только парадным портиком снаружи, но также и внутри — в архитектуре купольного зала храма, принадлежащего к лучшим интерьерам классицизма.
В кубический объем центра вписан цилиндрический зал церкви-ротонды; стены зала прорезаны восемью высокими арками и несут кессонированный сферический купол диаметром 17 метров, освещенный пюкарнами. Купол состоит из двух оболочек, причем в нижней сделано отверстие — опайон, — через которое видна живопись, украшающая верхний свод. Между двумя оболочками, вокруг опайона первого купола, устроены верхние хоры для певчих. На уровне пят аркады — колоннада коринфского ордера из зеленого искусственного мрамора.
В центре зала возвышается мощная вторая круглая колоннада-ротонда ионического ордера из розового искусственного мрамора, отделенная от первой кольцевым проходом. Она несет кольцевую галерею второго яруса хор. Движение форм к куполу и центру зала — от первой низкой колоннады ко второй высокой, усиленное ростом ордера и изменением цвета — от холодного зеленого к теплому розовому, — создает художественный образ, полный напряженного величия и красочности. Помимо церкви богатством декоративного убранства отличались четыре палаты вокруг нее, одна из которых служила кабинетом директора и была украшена лепниной и росписями. Нарядно отделаны были и квартиры высшего персонала больницы.
Здание больницы располагалось с учетом уличной застройки и партерного схода к Москве-реке. Этот спуск был обработан красиво раскинувшимися прудами, художественно скомпонованным озеленением в виде древесных и цветочных насаждений, садовых оранжерей и беседок — две из них, круглые, заканчивали обработку белокаменной набережной Москвы-реки, замыкая «зеленый ковер» сада. Казаков обогатил планировку парка нарядным, строго симметричным партером, который начинался непосредственно от широких наружных лестниц парадного портика. В июле 1802 года больница была открыта для 50 больных, а в 1805 году число мест было доведено до 100.
Необычным для Москвы являлось здание Публичного зала, выстроенное в 1809 году на территории сада, с восточной стороны от больницы. Двухэтажная галерея была возведена для собрания картин и скульптуры. Ансамбль Голицынской больницы принадлежит к лучшим произведениям русской классической архитектуры конца XVIII — начала XIX века. Это монументальное общественное сооружение отличается прекрасной планировкой, высокохудожественной композицией и мастерски выполненными декоративными деталями.
Создавая новое общественное сооружение Москвы в строгой системе классической архитектуры своего времени, Казаков преемственно развил в его композиции наиболее характерные черты московского зодчества с его свободно-живописным усадебным характером застройки, связью с окружающим ландшафтом и господством в холмистой местности четких архитектурных объемов, являющихся зачастую высотными ориентирами, организующими окружающий ансамбль. Вместе с тем, в Голицынской больнице Казаков наметил черты, предопределившие градостроительные идеи и дальнейшее развитие русской архитектуры начала XIX века.
Источник статьи: http://delovoy-kvartal.ru/ansambl-golitsyinskoy-bolnitsyi/
Ансамбль Голицынской больницы – архитектор Казаков М. Ф.
Деловой квартал > Ансамбль Голицынской больницы – архитектор Казаков М. Ф.
В ансамбле Голицынской больницы — одном из последних и наиболее значительных произведений Казакова — получили обобщение прогрессивные черты классической русской архитектуры второй половины XVIII века. Казаков учел все требования, предъявляемые к больничному зданию, и вместе с тем создал монументальное сооружение, художественный образ которого свидетельствует об успехах русской культуры эпохи Просвещения.
В сочетании практической целесообразности композиции ансамбля и высокой идейной основы его архитектуры, как и ее синтеза со скульптурой, проявился классицистический метод зодчего.
Голицынская больница строилась в 1796-1801 годах в Москве на Большой Калужской улице, на месте ранее существовавшей усадьбы с регулярным парком, спускавшимся к Москве-реке. Средства на ее возведение были завещаны умершим в 1793 году князем Д. М. Голицыным. Это общественно полезное учреждение должно было служить памятником своему основателю. Ансамбль Голицынской больницы — один из лучших образцов русского зодчества, в котором начала проявляться его близость архитектурным принципам классицизма первой трети XIX века, о чем свидетельствуют спокойные глади стенных плоскостей, вытянутая вдоль улицы композиция здания и его флигелей, строгость и сдержанность общего архитектурного замысла. В этом произведении ярко проявилось мастерство Казакова как архитектора-градостроителя.
В отличие от небольшого участка для здания Московского университета, ограниченного к тому же соседними строениями, место для Голицынской больницы выбрали просторное, что открывало Казакову большие планировочные возможности. Учитывая громадное значение для Москвы того времени образцовой больницы и широко подходя к вопросам градостроительства, Матвей Федорович придал всему сооружению облик монументального общественного здания. На «проспективой дороге по Калужской улице», застроенной редко разбросанными обширными усадьбами, между которыми ютились мелкие деревянные домики, ансамбль Голицынской больницы выглядел впечатляюще. Здание было расположено на высоком берегу реки в большом парке — крайне удачный выбор для лечебного заведения.
В общей композиции больничного комплекса Казаков использовал сложившиеся традиционные формы хозяйственной и архитектурной организации крупных московских усадеб и развил их лучшие архитектурные качества: парадность раскрытой к улице композиции, удобство расположения отдельных частей, тесную связь архитектуры с окружающей природой. Больница представляет собой трехэтажный корпус с двухэтажными боковыми флигелями. Свободно раскинувшееся главное здание комплекса четко организовало улицу.
Высокий купол его центральной части стал господствующим элементом в прилегающем районе. Здание больницы, отнесенное от улицы и обращенное к ней главным фасадом, образовало характерный для традиционных московских усадеб того времени парадный двор — курдонёр. Особенностью композиции двора являются развернутые вдоль улицы длинные крылья, подчеркивающие парадную с ней связь.
Фасадами боковых корпусов зодчий создал линию застройки Большой Калужской улицы (в те времена еще загородной дороги), предусмотрев включение здания больницы в ансамбль будущей крупной магистрали Москвы. Архитектура здания изысканно проста. Казаков подчеркивает горизонтально члененные гладкие стены тягами.
Вытянутый главный корпус венчается куполом, включенным в нарастающий ступенями к центру общий объем: с двухэтажных боковых частей к трехэтажному основному зданию. Упругий цилиндрический купол на высоком барабане уравновешивается двумя трибунами, играющими декоративную роль.
Центральная часть выделена сильно выступающим шестиколонным дорическим портиком с тяжелой балюстрадой, поднятыми на цокольный этаж, и парадными белокаменными наружными лестницами. Фасады боковых крыльев центрированы портиками с симметрично расположенными по сторонам ризалитами. Декоративное убранство фасадов отличается простотой и лаконичностью, в связи с чем уличный и садовый фасады оформлены одинаково, не считая орнамента фронтонов. На фасадах применяются лепные кронштейны, балясины и сандрики одинакового рисунка. Центральное место в композиционно-планировочной структуре больницы было предоставлено ротондальному храму. Из-за отсутствия удобной внутренней связи между правой и левой частями здания зодчий разделил его на два обособленных комплекса по обе стороны от церкви, с отдельными входами, расположенными во внутренних углах двора.
На первом этаже главного корпуса размещались административно-лечебная и аптечная группы. На втором и третьем этажах располагались палаты, разделенные объемом храма на мужскую и женскую половины. Казаков тщательно разработал интерьеры всех основных помещений больницы и, варьируя их пропорции и формы, разнообразил внутреннюю планировку. Большинство помещений были отделаны очень просто: единственные украшения — значительный вынос карниза и печи с керамикой бело-голубого рисунка.
С точки зрения функциональности внутренняя планировка учитывает всю специфику врачебных требований к размещению палат. Наружному облику здания соответствовало исключительное по мастерству исполнения оформление интерьера. Центр больницы выделен не только парадным портиком снаружи, но также и внутри — в архитектуре купольного зала храма, принадлежащего к лучшим интерьерам классицизма.
В кубический объем центра вписан цилиндрический зал церкви-ротонды; стены зала прорезаны восемью высокими арками и несут кессонированный сферический купол диаметром 17 метров, освещенный пюкарнами. Купол состоит из двух оболочек, причем в нижней сделано отверстие — опайон, — через которое видна живопись, украшающая верхний свод. Между двумя оболочками, вокруг опайона первого купола, устроены верхние хоры для певчих. На уровне пят аркады — колоннада коринфского ордера из зеленого искусственного мрамора.
В центре зала возвышается мощная вторая круглая колоннада-ротонда ионического ордера из розового искусственного мрамора, отделенная от первой кольцевым проходом. Она несет кольцевую галерею второго яруса хор. Движение форм к куполу и центру зала — от первой низкой колоннады ко второй высокой, усиленное ростом ордера и изменением цвета — от холодного зеленого к теплому розовому, — создает художественный образ, полный напряженного величия и красочности. Помимо церкви богатством декоративного убранства отличались четыре палаты вокруг нее, одна из которых служила кабинетом директора и была украшена лепниной и росписями. Нарядно отделаны были и квартиры высшего персонала больницы.
Здание больницы располагалось с учетом уличной застройки и партерного схода к Москве-реке. Этот спуск был обработан красиво раскинувшимися прудами, художественно скомпонованным озеленением в виде древесных и цветочных насаждений, садовых оранжерей и беседок — две из них, круглые, заканчивали обработку белокаменной набережной Москвы-реки, замыкая «зеленый ковер» сада. Казаков обогатил планировку парка нарядным, строго симметричным партером, который начинался непосредственно от широких наружных лестниц парадного портика. В июле 1802 года больница была открыта для 50 больных, а в 1805 году число мест было доведено до 100.
Необычным для Москвы являлось здание Публичного зала, выстроенное в 1809 году на территории сада, с восточной стороны от больницы. Двухэтажная галерея была возведена для собрания картин и скульптуры. Ансамбль Голицынской больницы принадлежит к лучшим произведениям русской классической архитектуры конца XVIII — начала XIX века. Это монументальное общественное сооружение отличается прекрасной планировкой, высокохудожественной композицией и мастерски выполненными декоративными деталями.
Создавая новое общественное сооружение Москвы в строгой системе классической архитектуры своего времени, Казаков преемственно развил в его композиции наиболее характерные черты московского зодчества с его свободно-живописным усадебным характером застройки, связью с окружающим ландшафтом и господством в холмистой местности четких архитектурных объемов, являющихся зачастую высотными ориентирами, организующими окружающий ансамбль. Вместе с тем, в Голицынской больнице Казаков наметил черты, предопределившие градостроительные идеи и дальнейшее развитие русской архитектуры начала XIX века.
Источник статьи: http://delovoy-kvartal.ru/ansambl-golitsyinskoy-bolnitsyi/