Беседка эолова арфа грот дианы

Беседка «Эолова арфа»

Бывшая музыкальная беседка, построенная в начале 30-х годов 19 века братьями Бернардацци на выступающей широкой площадке горы Машук, — одна из известных достопримечательностей Пятигорска. Это круглое каменное, состоящее из восьми колонн, античное сооружение стоит в том месте, где ранее находился казачий сторожевой Михайловский пост. Белая легкая беседка великолепно смотрится на краю смотровой площадки и как бы парит над городом.

Она названа по имени бога ветров Эола не случайно, ибо изначально строилась на высокой и широкой горной террасе открытой всем ветрам. Первоначально в центре беседки планировалось установить скульптуру самого Эола, но затем было принято решение создания оригинальной музыкальной беседки. Для этого, при строительстве, был произведен сложный монтаж специальной колонны с вставленной в нее особой конструкции из струн арф.

И когда дул ветер, флюгер на крыше, поворачиваясь вправо и влево, приводил в действие хитрое устройство, заставляющее струны арф играть мелодию ветра. Такие приспособления были модны в ту эпоху и уже имелись в Европейских странах, в Москве и Санкт-Петербурге. Современники Лермонтова отмечают, что эти музыкальные опусы были весьма гармоничны. Сейчас, к сожалению, этот механизм отсутствует, и бедный флюгер зря старается, качаясь из стороны в сторону.

История

Идея создания музыкальной беседки родилась не на пустом месте. Дело в том, что главный врач Минвод того времени Ф.П. Конради разрабатывал метод лечения больных музыкой, так сказать музыкотерапию. А тут еще его дочь стала женой ведущего архитектора города — одного из Бернардацци. Такое вот счастливое совпадение. И, конечно же, зять не мог не осуществить задумку своего тестя.

Место для установки музыкальной беседки выбрано было очень удачно – широкий выступ горы создал естественную прекрасную смотровую площадку. В знаменитой «Княжне Мэри» Лермонтов описывает и беседку, и саму смотровую площадку, на которой толпились любители живописных видов, желая увидеть в установленный там телескоп белоснежные вершины Эльбруса. Сейчас эта беседка является одним из лермонтовских мест, о чем и написано на установленной там памятной доске.

Сразу же после постройки, беседка стала очень популярной в Пятигорске. Ее рисовали художники, фотографировали и издавали с ней открытки фотографы, ей посвящали стихи. Со временем вид беседки упростился, музыкальное сопровождение пропало, но слава и популярность сохранились. Она до сих пор является одной из «визитных карточек» города. И сегодня, так же как во времена Лермонтова, отдыхающие сидят на скамеечках и любуются изумительной панорамой города, открывающейся отсюда. А также непременно фотографируются около беседки «Эолова Арфа».

От Эоловой арфы можно спуститься к Гроту Лермонтова и далее, через гору Горячая, выйти в парк «Цветник». А можно, сойдя вниз с противоположной стороны Машука, выйти на бульвар Гагарина и мимо Михайловской галереи дойти до знаменитого озера Провал. По дороге к Провалу тоже есть что посмотреть и где сфотографироваться. К тому же около озера в вашем распоряжении будут бюветы с различными видами минеральной воды и широко известные «Бесстыжие ванны».

Источник статьи: http://russo-travel.ru/landmark/pyatigorsk/besedka-eolova-arfa/

Беседка эолова арфа грот дианы

На скале, севернее Академической галереи на самом краю обрыва, подобно бельведеру высокой башни-маяка, продуваемой всеми ветрами, одиноко белеет известная всем пятигорчанам беседка Эола. Это сооружение давно уже стало своеобразной эмблемой пятигорского курорта.

До 1810 г. на месте павильона Эола находился наблюдательный военный пост, а весной 1829 г. была устроена ровная площадка со скамейками, к которой шла зигзагом дорожка от Китайской беседки и Михайловского источника. Отсюда посетители любовались живописными видами. Летом 1829 г. Командующий войсками на Кавказской линии генерал Г. А. Емануель, осматривая новый парк (ныне – Емануелевский) в «английском» стиле, разбитый у Михайловского и Елизаветинского источников, предложил возвести на трех вершинах парка павильоны, чтобы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Названия этих павильонов – Эола, Эскулапа и Эриванского (в честь фельдмаршала Паскевича-Эриванского), по странной прихоти, начинались с одной буквы. Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что место для него почти всегда продувалось ветрами.

Читайте также:  Ограды заборы для беседок

В начале 1830 г. архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его прообразом стал павильон «Храм Эола» знаменитого английского архитектора В. Чемберса, построенный в парке Кью под Лондоном. Этот зодчий-романтик, хорошо известный и в России, смело сочетал в своих пейзажных парках «очарованные» гроты, водопады и сооружения в китайском и греческом стилях.

Весной 1830 г. генерал Емануель утвердил проект беседки Эола, однако ее постройка задержалась из-за перевода окружного правления из Георгиевска в новый город Пятигорск, а затем страшной эпидемии персидской холеры. Сооружение беседки под надзором зодчего Джованни Бернардацци началось весной 1831 г. Работали солдаты строительной роты и вольные мастера. Для цоколя и колонн беседки использовали машукский известняк, а для антаблемента и купола– оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. В центре беседки собирались постановить на пьедестале статую Эола.

Но главный доктор Вод Ф. П. Конради предложил вместо нее установить оригинальный музыкальный инструмент – эолову арфу, широко распространенную в Европе. Модные арфы уже появились в Петербурге и в Москве. Страстный любитель музыки, доктор Конради убеждал, что «чарующие небесные звуки» будут благотворно влиять на душевное состояние посетителей Вод.

Емануель одобрил это предложение и распорядился заказать удивительный инструмент. Уличная эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания жильных струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого. Кроме того, павильон обладал хорошей акустикой. На главке купола находился металлический флюгер, который имел указательную стрелку, выведенную внутрь купола, где на плафоне была изображена «роза ветров» с их названиями на французском языке. Павильон с эоловой арфой был завершен летом 1831 г. Над притихшим Пятигорском, среди эпидемии холеры и тревог кавказской войны, впервые поплыли печальные звуки эоловых арф. Беседка «Эолова арфа» стала последним сооружением, построенным при генерале Емануеле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод.

Павильон Эола представлял собой небольшой восьмиколонный моноптер дорического ордера, с решетчатой оградой, перилами и лавками между колонн. Определяя размеры павильона, зодчий Бернардацци взял в качестве модуля ширину одного триглифа на дорическом фризе. Классическая колонна толщиной в 2 модуля имела 12 модулей в высоту.

Инструмент «эолова арфа» устанавливался в беседке в начале сезона, а по окончании его демонтировался для хранения. Спустя годы инструмент расстроился и посетители иронично стали называть его «эоловой арбой». За 30 лет арфа несколько раз исправлялась и настраивалась, а при передаче имущества Вод в аренду (контрагентство) в 1861 г. она была окончательно списана. Примерно через каждые 20 лет проводились крупные ремонты беседки, которые упрощали и изменяли ее первоначальный облик. К концу XIX века исчезли пьедестал под арфу, лепнина с фриза, стрелка и рисунок на плафоне, изменилась деревянная балюстрада, форма купола и главки. В 1890-х годах на куполе беседки в летнее время устанавливалась звучащая эолова арфа упрощенной конструкции. С самого начала беседка была любимым местом для посетителей Вод, она описана в романах, действие которых происходит в Пятигорске. Ее эоловой арфе были посвящены десятки стихотворений.

Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. беседка была наблюдательным пунктом обоих враждующих сторон. Отсюда, посредством оптических приборов хорошо просматривались дальние подступы к городу. Тогда же беседка лишилась балюстрады. Капитальный ремонт павильона состоялся лишь в начале 1950-х годов, когда ее фриз был украшен триглифами, была сделана балюстрада, обновлен купол и главка с флюгером. Беседка была признана одним из лермонтовских мест, о чем сообщает мемориальная доска 1961 г. на ее цоколе. К 1 мая 1972 г. на куполе беседки было установлено уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, – электронная «эолова арфа» (авторы – настройщик Л. Н. Роганов, инженеры Б. Н. Бурый и С. А. Козырев), которая звучала на протяжении почти 20 лет. Последний капитальный ремонт беседки (по проекту В. В. Маркова и А. С. Кихеля) был сделан в 1993-1994 гг., когда была произведена полная замена старой деревянной конструкции купола, созданной в 1831 г., и частичная замена каменных фрагментов.

Читайте также:  Обустройство территории около бани с беседкой

Источник статьи: http://kmvline.ru/arch/b_80.php

Грот в честь прекрасной богини Дианы в Пятигорске

Город Пятигорск известен своими достопримечательностями, культурными местами и очень интересной историей. Одним из самых исторически памятных и красивейших мест является грот Дианы в Пятигорске. Эта достопримечательность особенно выделяется на карте этого города. С ней связанные очень важные исторические события, которые имели место в глубоком X׀X столетии.

Грот соединяет воедино мифологию времен античности, мелодичную поэзию и, конечно же, красивейшую природу. Попробуем в своей фантазии пройтись по этим славным местам, которые так привлекают множество туристов. В данной статье речь пойдет об истории возникновения достопримечательности, и обо всех интересных моментах, которые с нею связанны.

Из истории возникновения достопримечательности

Что же такое грот Дианы? Это пещера на склоне горы, которая называется Горячая. Грот был возведен искусственным способом в начале 30-х годов X׀X столетия. Сегодня достопримечательность можно найти в известном городском парке, его называют Цветник в нём и до сегодняшнего дня храниться память о Лермонтове.

Проектированием пещеры занимались братья Бернардацци, и они же вручную вытесывали сооружение в каменистой породе горы. Но, за несколько лет до создания достопримечательности, произошли некоторые интересные события. Это такая себе предыстория, благодаря которой появилась идея соорудить эту пещеру.

Немного предыстории

В 1929 году произошло историческое событие, которое именовали как первое восхождение человека на высочайшую гору под названием Эльбрус. В экспедиции участвовали представители почти всех отраслей науки: Археологи, Минералоги, Академики, Ботаники, Физики, Зоологи.

Проводником группы являлся кабардинец Хаширов Килар. Руководил разведческой экспедицией генерал Эммануэль. Основная цель путешествия к вершине горы Эльбрус, было выведать тайные дороги, которыми передавалось горцам из Турции запрещенное оружие, а также воссоздать карту неизвестных территорий.

Но, мало кому известно, что лишь проводник группы Хаширов смог добраться до самой вершины горы, и благодаря ему 10 июля 1929 года в истории обозначают, как день восхожденья первого человека на вершину Эльбруса.

После этих событий, было решено создать в память о важной экспедиции искусственную пещеру, которая бы служила напоминанием будущим поколениям об этом путешествии.

Идея появилась у руководителя экспедиционной группы генерала Эммануэля, сразу же после восхожденья на гору. Через два года после этого, братья Бернардацци воплотили ее в жизнь. К концу 1831 года были остаточно окончены все работы по сооружению и отделке памятной пещеры.

Секрет значения названия пещеры

Достопримечательность известна нам, как грот Дианы, хотя изначально она имела другое название. После разведывательной экспедиции, участники группы хотели соорудить памятную пещеру, и назвать ее «Грот Эльбруса», в честь высочайшей горы Эльбрус.

Планировалось строение грота по образцу горы в такой же форме. Но, когда строительство сооружения было закончено, генерал Эммануэль отдал приказ переименовать пещеру в грот Дианы. Он назвал ее в честь богини Дианы, которая известна в мифологии, как древнеримская покровительница охоты.

Также из мифологии мы знаем, что она предпочитала прогулки и купание в жаркие летние дни, а отдыхать богиня Диана любила в прохладных гротах. Во времена строения пещеры античная культура была в почете. По этим причинам генерал и решил назвать пещеру гротом Дианы, так как хотел отдать дань культуре и традициям древнего мира.

Что из себя представляет

Грот представляет из себя каменистую пещеру в глубине горячей горы, украшением которого служат вытесанные колоны. Сооружение имеет три входа. Центральный вход, сделанный в виде арки, а по бокам расположены колоны, которые были вытесаны из редкостного камня.

Читайте также:  Штука для полива газонов

Здесь, также, прикрепленные чугунные таблички, с надписями на двух языках, русском и арабском, на табличках описаны подвиги экспедиции по первому восхождению человека на вершину горы Эльбрус.

К сожалению, первоначальный внешний вид пещеры не сохранился. В середине грота когда — то был уставлен очень красивый стол, высеченный из дорогого полированного камня. Но, по неизвестным причинам, через несколько лет после открытия грота, этот стол был уничтожен.

Вход в пещеру, и ее подножье, обложены плитами. Внутри грота находится скамья, которая сохранилась до наших дней. Также около пещеры была выложена из красивого камня площадка в форме полукруга. К этому месту с бульвара шла небольшая тропинка, высаженная цветами, деревьями и кустами.

Её называют Ермоловской аллеей. Она была ограждена невысоким деревянным заборчиком. Все склоны горы, которые окружали грот, украшены цветами, кустарниками и деревьями.

В 60-х годах X׀X столетия над пещерой было построено здание, в котором хранился лед для нужд общественных заведений в районе Цветника. Сооружение имело вид округлой башни, с крышей сделанной в в форме конуса.

Спустя несколько лет один купец стал заниматься продажей пива внутри помещения грота, которое поступало холодным из ледника. В те времена грот Дианы стал местом общественных гуляний и пиршеств.

Позже над пещерой была расположена площадка оркестра, под игру которого проходили все развлекательные мероприятия. Под конец 80-х годов этого же столетия, Кочетов А., архитектор по профессии, сделал генеральный ремонт пещеры и здания ледника, а также оживил прежний вид площадки перед гротом.

Капитальная реставрация достопримечательности, была осуществлена в 70-х годах прошлого столетия. Также, в это время был награжден статусом памятника республиканского уровня. А уже в 2004 году вход в грот был закрыт металлической решеткой.

По словам очевидцев далекого времени, когда грот был открыт для общественных посещений, множество простых людей приходили в это прекрасное место, чтобы хоть ненадолго забыть о своих болезнях, горе, переживаниях. Даже сегодня, всем известно, насколько сильно красота величественной природы способна влиять на человеческий характер и настроение. Недаром говорят, что красота способна изменить мир.

Влияние пещеры на жизнь Лермонтова

Грот Дианы является достопримечательностью Пятигорска, которая включена в охраняемую территорию, так как она является местом, где когда-то проводил свое свободное время известный русский поэт и писатель М. Лермонтов. По рассказам очевидцев, он часто бывал в этом месте, так как его вдохновляла красота, очарование и величественность пещеры и живописной природы вокруг неё.

Михаил Лермонтов, как творческая и тонкая натура, любил здесь гулять и проводить свой отдых, он считал это место красивым и способным вызывать впечатления. Существует исторически правдивая история о том, как писатель вместе со своими близкими друзьями, незадолго до своей смерти, устроил на этом месте бал.

Местом для проведения мероприятия выбрали именно грот и окружающую его территорию. Пещера и площадка перед ней были украшены дорогими коврами и разноцветными драгоценными тканями. Вся территория была услана цветами и яркой зеленью, и освещалась разноцветными фонарями.

Также на этом празднике, над гротом, был расположен военный оркестр, придавая обстановке еще большего романтического настроения. Этот вечер стал незабываемым событием для местных жителей. Все они с глубокой печалью переживали смерть писателя, которая пришла к нему всего через неделю после балла.

Внутри пещеры, висит мемориальная табличка, посвященная великому писателю М. Лермонтову, которые провел здесь самые лучшие дни своей предсмертной жизни.

На сегодняшний день грот Дианы в городе Пятигорске — поистине прекрасное, живописное и впечатляющее место, которое привлекает всех туристов. Если вы хотите попутешествовать по славному городу Пятигорску, то все же стоит включить в список остановок по туристическому маршруту, данную исторически памятную достопримечательность.

Хотя грот выглядит не так, как во времена Лермонтова, зато есть возможность подышать этим же воздухом, и насладится зрелищем чудных мест горы горячей и парка. Именно эти места когда-то так вдохновляли известного писателя М. Лермонтова, творчество которого еще не одно столетие будут помнить, и ценить следующие поколения.

Источник статьи: http://nakavminvodah.ru/lermontovskie-mesta/grot-diany-v-pyatigorske.html

Оцените статью