Лес полон чудес
план-конспект по теме
· обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы.
· воспитывать любовь к окружающему миру.
· воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Лес полон чудес».
- расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах
- познакомить с правилами поведения в лесу
- обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы.
- воспитывать любовь к окружающему миру.
- воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.
Воспитатель. Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает.
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой:
Ребята, любите ли вы природу? Но мало только любить природу, надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожаленью, не всегда задумываются над этим.
Если мы говорим о природе, то прежде всего имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы не описывалась природа. Родина и природа — понятия неотделимые. (Слайд).
Воспитатель. Там, где лес, — там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Вы сегодня можете в этом убедиться. Наблюдайте, изучайте, запоминайте.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное.
Воспитатель. Ребята, какие деревья вы знаете? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? А кто мне объяснит, что такое лес? (Ответы детей). Лес — это целый мир.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Все правильно вы объясняете. Но я хочу вас испытать, вам загадки загадать.
- Раскидистый, могучий,
Поднялся к самой туче. (Дуб)
- Гибкими ветвями
Склонилась над водой —
Любуется собой! (Ива)
- У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
- Какое дерево является символом России? (Береза)
Береза дает человеку много лекарственных продуктов.
- Её всегда в лесу найдешь —
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.
- Почки — липучие, листья — пахучие, плоды — летучие. (Тополь)
- С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)
- Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!
Воспитатель . Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес — величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека.
Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг —
Это наш зелёный друг!
Воспитатель. Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева. ( Парты, стулья, стол, карандаши, дверь, пол класса.)
Лес наш добрый, лес могучий,
Зелёный — друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дать тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод —
Всем сластёнам хватит на год.
В зной пошлёшь, ты полю тучи,
Лес зелёный — друг наш лучший
Воспитатель . Лес — это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. (Слайды)
. Древесина используется для производства бумаги. Бумаги изготовляется в мире огромное количество. Если разослать ее всю, то этой бумагой можно обернуть весь земной шар.
» Лес — богатство народа» — старая русская пословица .(Слайд)
Лес дарит нам здоровье. Лес — лучшее место отдыха. Это тот «завод», что выпускает кислород. Как хорошо, что на Земле есть растения! Леса украшают землю и очищают воздух.
Воспитатель. А чем полезен человеку лес?
Лес одевает, кормит человека.
Воспитатель . А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов? Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.
Здравствуй, светлая лужайка.
Чем богата , угощай-ка!
Угощу на славу всех.
Вот — брусника,
Вот — орех,
Вот — родник студеный, пей:
Есть чем потчевать гостей!
Локти согнули, кисти стряхнули –
Разгадайте кроссворд «Дары леса».
Невысок и коренаст.
Поглядеть решил на нас.
Приподняв с утра под елками.
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)
Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи)
Не балует дуб детей.
Одевает без затей:
Все в его семейке
Носят тюбетейки. (Желуди)
Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые. (Шишки)
Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)
3. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет — и душистая
Попадает в кружки (Земляника)
Воспитатель . Ребята, а для кого лес является домом?
Дети. Для зверей, птиц, растений, грибов .(Слайд)
Воспитатель . Какие животные живут в наших лесах?
Дети. Лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, барсуки . (Слайд)
Воспитатель . Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес — это и дом и пища. А вы знаете кто ухаживает за лесом?
В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, агрономов, которые охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес — хранитель влаги.
Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой — сжечь много деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воспитатель . Молодцы, ребятки! А вот я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Липа, зверобой, береза, крапива.)
Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке —
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения.
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Лес не только для забавы
Он богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Все растенья надо знать
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Воспитатель .Трудно представить себе землю без лесов. Лес — чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь — узнать захочешь. Узнаешь — непременно полюбишь, а полюбишь — в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.
В лесу, где так много ботаники
Друзья соберите с полянки
Окурки, дырявые чайники
Пустые консервные банки
Осколки, огрызки, ошметки,
Газетные листья с березки.
Воспитатель. Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (Дети читают стихи.)
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут —
Добро и красоту несут:
3. Не разжигайте костер в лесу без взрослых.
Без взрослых с огнем развлекаться опасно —
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
4. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.
Вы в поход пришли, ребята:
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться:
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки:
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья — лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Воспитатель . Земля — наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача — предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое — что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.
Почему надо беречь природу?
Вот и подошла к концу наша встреча.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она — твой давний добрый лекарь,
Она — союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она — одна.
Источник
Беседа: «зимний лес — полон чудес»
материал (старшая группа)
Программное содержание : формирование у детей представлений о животном мире зимнего леса; установить взаимосвязь: как влияет смена времен года на жизнь животных: формировать у детей заботливое отношение к животным; закреплять знания детей о птицах нашего края (перелетных и зимующих); упражнять в образовании сложных слов, притяжательных прилагательных, подборе существительных и прилагательных, в образовании глаголов с приставками.
Предварительная работа : рассматривание картинок зимнего леса.
Материалы и оборудование : изображение зимнего леса; лесных жителей; мультимедийное оборудование
Ход образовательной деятельности
Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображен зимний лес.
Воспитатель: Ребята, какое время года изображено на картине?
Дети: На картине изображена зима.
Воспитатель: А это зима в городе, в деревне, в поле, на реке или где?
Воспитатель: Правильно! Посмотрите, как красив зимний лес. Он нам кажется сказочным, полным чудес. В лесу настоящая зима! Сколько снега намело! Снег лежит на ветках елей и сосен, и они кажутся такими красивыми.
Словесная игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Ребята, зима – это хорошо или плохо?
Очень холодно, лютый мороз;
Снега намело столько, что ни пройти, ни проехать;
Природа отдыхает под снежным покрывалом;
Некоторые животные спят под снегом и не знают зимы (еж, медведь)
Можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика;
Воспитатель: Ребята, оказывается, зима нам очень нужна. Каждое время года приходит в свое время, и оно необходимо для природы. Не случайно зиму в народе называли матушкой. Потому что зима заботится о природе, дает ей возможность отдохнуть набраться сил. Ребята, а почему зимой не слышно птиц?
Дети: Потому что большинство из них улетают в теплые края. Эти птицы называются перелетными, остаются зимовать только зимующие птицы.
Воспитатель: Давайте, поиграем в игру « Так или не так». Возьмите. Если я скажу неправильно, то вы топаете ногами, а если правильно, то хлопаете в ладоши.
Ласточки зимуют в наших краях.
Зимой на ветках сидят соловьи и кукушки.
Скворцы строят гнезда под снегом.
А теперь давайте поиграем еще в одну игру
Словесная игра на образование сложных слов по образцу.
Если у зайца длинные уши, то заяц – длинноухий.
Если у зайца короткий хвост, то заяц – короткохвостый.
Если у белки острые зубки, то белка – острозубая.
Если у медведя толстые лапы, то медведь – толстолапый.
Воспитатель предлагает детям послушать стихи о зимнем сказочном лесе:
В день морозный голубой! Автор:
Источник