Берегите лес нашего края
Консультация по экологии для родителей « Берегите природу леса». Подготовила воспитатель Назарова С.Н.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
— воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение);
— формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
— развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
— участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы).
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая включает:
— представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
— понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
— осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом сложной системой связей (все
друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность –
создать условия для полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
— Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
— Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
— Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные растения.
— Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо.
— Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных зверей.
— Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
— Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
Стихотворение при экологию
Источник
Экологическая постановка «Берегите леса родного края!»
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО! Высокое, могучее!
В своем в лесу стою, листвою шелестя!
Лесная вся промышленность ждет не дождется случая
Свалить, срубить, спилить меня –
Я вам кричу о помощи моля.
Заходят четверо детей и встают в шахматном порядке (у каждого в руках таблички: «Берегите лес от пожара», «Не рубите деревья», «Не мусори в лесу», «Правила поведения в лесу»)
Люди, опомнитесь! Люди, поймите!
Нам без природы просто нельзя!
Природу храните, а не губите!
Иначе погибнет наша Земля!
Милана: (Поднимает табличку «Правила поведения в лесу»)
Берегите леса, берегите!
От пожаров, от злых людей!
Сохраните леса, сохраните!
Сберегите леса для животных,
Ведь без леса им не прожить!
Окружите леса заботой,
Птицы гнёзда весной будут вить!
Артем В.: (Поднимает табличку «берегите лес от пожара»)
Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться искриться –
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
Укротить и потушить
Пламя очень трудно!
Где теперь лисичке жить?!
Нет норы уютной!
Не вернётся больше в дом
Зайка и лягушка!
Будь внимателен с огнём!
Это не игрушка!
Алина: (Поднимает табличку «Не мусори в лесу»)
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Не бросайте, люди, мусор!
Может стать большим он грузом.
Дар природы берегите,
Ей внимание дарите!
Вика: (Поднимает табличку «Не рубите деревья»)
– Не рубите берёзы белые
Не губите души лесные
Пожалейте их и зла им не делайте,
А особенно весною.
Не губи, не тронь берёзоньку
Обойдись с ней по-людски,
А иначе хлынут слёзоньки
Сам засохнешь от тоски.
Пусть берёза, как невеста,
Бережёт свою красу.
Её не в печке жаркой место,
Место её всегда в лесу.
На мелодию песни “Вместе весело шагать”.
1. Берегите травы, речку, лес и поле,
Лес и поле, лес и поле!
Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,
Птиц в неволе, птиц в неволе!
Посмотрите, как красиво все кругом вокруг,
Ведь природа– это тоже чей-то дом и друг!
В гнёздах птицы голосисто нам всегда поют,
А в лесах зверюшки разные пока живут!
2. Ну зачем, скажите, нам губить природу,
Губить природу, губить природу! Ведь не станет жить нам лучше год от года,
Год от года, год от года.
Песня на мотив «Птица счастья»
На планете нашей голубой
Есть то место, где живем с тобой!
Родина моя- ты ЮГОРИЯ
Будем мы всегда беречь тебя:
Здесь растут и ёлки и сосна,
И березка белая моя.
Звери здесь живут,
Деревья тут растут…
ХМАО округ —
Я тебя люблю!
ПРИПЕВ: Ле-е-е-с- зеленый наш дом,
Где птицы летают, и звери кругом, Чтоб всем здесь дышалось легко
Мы будем беречь лес — Богатство своё
Песня на слова «Лучший город земли» в исполнении М. Магамаева (….Эти слова о тебе, Москва. )
И над Обью рекой
Красоты облака.
Песня плывёт, сердце поёт,
Эти слова — о тебе, Югра!
Песня плывёт, сердце поёт,
Эти слова — о тебе, Югра!
Сберегите леса! Сохраните!
Не устанем мы говорить!
Сберегите леса! Сохраните!
В этом мире потомкам жить!
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Выходят все участники из зала под музыку «Мы хотим, чтобы птицы пели, чтоб вокруг леса шумели, чтобы были голубыми небеса…», в левой руке держат табличку, а правой рукой махая на прощание.
Источник