Константин Бальмонт — Осень: Стих
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень» — образец лирики о природе рубежа XIX и XX веков, сочетание символизма и классического взгляда на это время года. Анализ стихотворения, средств художественной выразительности позволяют лучше понять его идею.
История создания, жанр, размер
Поэт написал «Осень» в 1899 году. Ему исполнилось 32 года, он много путешествует, занимается переводами, готовится к переломному моменту в своем творчестве, в результате которого появится его знаменитый сборник «Горящие здания».
Размер стихотворения — двухстопный анапест с перекрестной рифмой, по жанру оно представляет собой пейзажную лирику, элегию.
Основная тема и композиция
Стихотворение состоит из 3 четверостиший, лирический герой появляется уже в первой строфе. Смена эпох, времен года, предчувствие перемен в собственной жизни занимают его. Описание ранней осени реалистично и мелодично, проникнуто любовью к родному краю. В последней строфе лирический герой уступает место образу осени, которой поэт придает черты одушевления.
Выразительные средства
Автор передает свое настроение скупыми средствами, эпитетом словно из сказки можно назвать только «синее море». Несколько олицетворений дополняют меланхолическую картину: солнце смеется, осень проснется и заплачет.
Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).
Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.
Звукопись построена на аллитерации глухих согласных «с» и «ц»: солнце реже смеется, в сердце стало грустнее. Ритм и интонация плавные, размеренные, постепенно угасающие. Синтаксически стихотворение написано сложными предложениями, с употреблением составных именных сказуемых: реже смеется, стали холоднее.
В последний год XIX века К. Д. Бальмонт создает элегическое стихотворение «Осень», наполненное тихой грустью и точными приметами наступления осени. Это произведение по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии.
Источник
«Осень (Поспевает брусника…)» К. Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся,
И заплачет спросонья.
Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Былинки».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень (Поспевает брусника…)»
Стихотворение «Осень» написано в 1905 году, в пору подъема творческих сил поэта. К. Д. Бальмонт как тонко чувствующая личность остро ощущал смену настроений и сезонов, поэтику природных метаморфоз и ее глубинное философское значение.
Миниатюрное стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «поспевает брусника», «стали дни холоднее», обусловленную необходимостью гармоничной рифмовки и позволяющую создать акцент на последнем слове каждой строки, усилить его значимость;
- метафору – «в сердце … грустнее», оборот отражает естественную реакцию на осенние крики птиц как на тревожные сигналы о помощи, приметы скорого расставания;
- олицетворения – «деревья в уборе», «солнце смеется», «Осень проснется, заплачет» – позволяют яснее передать авторский посыл, написание название сезона года с заглавной буквы придает осени особую, господствующую роль – она безраздельно вступает в свои права, хотя и оплакивает ушедшее лето;
- лексику высокого стиля – «блистают», «благовонье», подчеркивающую огромность происходящих в природе перемен;
- однородные члены предложения – «проснется, заплачет» – конкретизируют поведение Осени как полноценного персонажа произведения, а также усиливают мотив грусти и меланхолии.
Из семи предложений, составляющих стихотворение – два безличных со сказуемыми «грустнее (категория состояния)» и «нет (неизменяемая глагольная форма)». Отсутствие в них субъекта действия неслучайно – оно призвано усилить мотив безысходности: не на кого жаловаться и не с кем бороться. Фольклорный уточняющий оборот «за синее море» – то есть куда-то туда, где все живут долго и счастливо, отсутствие ярких эпитетов, относительная скупость выразительных средств подчеркивают бесцветность осеннего антуража родной природы и уныние лирического героя.
В первых двух строфах автор показывает двойственность природных явлений: портится погода, беспокойно кричат птицы, зато созревает ягода; птицы улетают, зато деревья приобретают роскошный осенний убор. И лишь содержание последней строфы не уравновешивается позитивными переменами, оставляя ощущение тоски и предопределенности, обреченности.
Произведение напоминает читателю о скоротечности бытия, зависимой роли человека, необратимости времени и в завуалированной форме призывает ценить каждую минуту счастья.
Источник
Анализ стихотворения «Осень» К.Д. Бальмонта
Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал в своем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.
К. Д. Бальмонт… в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.
Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии» .
Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется». Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе как смена времен года .
Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.
Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.
Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями» .
Обратимся к самому тексту стихотворения «Осень».
Текст стихотворения разделен на три четверостишья, связанных по смыслу, что организует внимание читателя.
Целостность текста достигается не только по смыслу, но и благодаря точным лексическим повторам (стали-стало), корневым повторам (птичьего-птиц, разноцветное – цветах), контекстуальным синонимам (холоднее-грустнее).
Доминантой всего текста является заголовок «Осень». Он не только задает тему стихотворению, но и превращается в имя собственное в последней строфе «Скоро Осень проснётся…». Таким образом, поэт показывает, что осень для него является живым человеком.
По жанру данное стихотворение относится к элегии. Элегия написана от первого лица. Таким образом, перед нами лирическое произведение, проникнутое печальным настроением.
Стихотворение написано двустопным анапестом, благодаря чему текст произносится легко и плавно, словно нараспев. Этому же способствует точная женская рифма и перекрестный тип рифмовки. В совокупности этих признаков текст звучит мелодичнее и лиричнее.
Как уже было сказано, в тексте стихотворения практически отсутствуют художественные тропы. Однако нетрудно заметить постоянный эпитет «синее море» и олицетворения «Солнце реже смеется», «Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья». Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам. Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.
Рассмотрим синтаксис стихотворения. Первые две строфы представляют собой сложные предложения, состоящие из ряда простых. Последняя строфа состоит из одного сложного и одного осложненного однородными членами предложения. Интересно наличие составных именных сказуемых («стали холоднее», «стало грустнее», «реже смеется»). Лексическое значение составного сказуемого, заключенное в его основе, не выражает никакого действия, а служит для передачи настроения природы и созвучного ей настроения автора.
После первого же прочтения можно отметить, что логическое ударение падает именно на эти сказуемые, что как нельзя лучше передает чувства самого автора.
С фонетической стороны можно отметить аллитерацию на глухие шумные С , Ц . Благодаря повторению этих согласных звуков усиливается выразительность стихотворения, оно становится благозвучнее. В этих звуках улавливается грусть и тоска не только самой природы, но и автора. Читатель ощущает унылое настроение поэта, кажется, что он сам находится где-то рядом и слышит его тихую певучую речь.
По с певает бру с ника,
С тали дни холоднее,
И от птичьего крика
В с ерд ц е с тало гру с тнее.
С таи пти ц улетают
Прочь, за с инее море.
Все деревья бли с тают
В разно ц ветном уборе.
С олн ц е реже с мее[ ц а],
Нет в ц ветах благовонья.
С коро о с ень про с не[ ц а]
И заплачет с про с онья.
Таким образом, стихотворение «Осень» — яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.
Источник