- Что такое фанера бакелитовая
- Производство и маркировка бакелитовой фанеры
- Марки бакелизированнои фанеры
- Свойства фанеры с бакелитовым покрытием
- Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры
- Применение бакелизированной фанеры во время войны
- Применение бакфанеры в настоящее время
- Характеристики бакелитовой фанеры и деление на сорта
- Технические характеристики
- Сорта и марки
- От чего зависит цена
- Применение
- Комментарии к записи (стр. 2)
Что такое фанера бакелитовая
Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.
Производство и маркировка бакелитовой фанеры
Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:
- пропитка шпона крезоло- или фенол-формальдегидной смолой;
- прессование и склеивание пластин при давлении 6 атм. (607,95 кПа) и температуре 270°С;
- покрытие готовых листов бакелитовым лаком.
На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.
Маркировка отражает следующие моменты:
- * Ф – фанера;
- * Б – бакелитовое покрытие;
- * В – в процессе пропитки шпона использована водорастворимая смола;
- * С – шпон пропитан спирторастворимой смолой;
- * 1 – пропитаны все слои шпона;
- * отсутствие цифры – пропитаны только наружные пластины;
- * А – фанера предназначена для применения в автомобилестроении.
Марки бакелизированнои фанеры
Марки фанеры
Характеристика марки
Область применения
Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится
Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях
На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится
Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобилестроении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями
На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола
Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях
На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная
Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении
Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.
Свойства фанеры с бакелитовым покрытием
Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:
- плотность 1200 кг/куб. м, что сравнимо с плотностью щебня и керамзитобетона (для примера: плотность древесины берёзы – 650 кг/куб. м, ясеня – 750 кг/куб. м);
- высокая сопротивляемость воздействию слабых кислот, горюче-смазочных материалов (бензина и т.д.), щелочей, воды (в т.ч. морской);
- отсутствие воспламенения, при температуре окружающей среды свыше 350°С бакфанера начинает обугливаться, но не возгорается;
- температура эксплуатации – от –50°С до 50°С;
- не подвергается коррозии и появлению грибка;
- благодаря колоссальной износостойкости срок службы может достигать 15 лет;
- экологичность, т.к. в процессе производства не используются токсические вещества.
Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.
Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры
Наименование показателя
Толщина фанеры, мм
Значение для марок
ФБС повышенной прочности
ФБС
ФБВ, ФБС-А
ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А
1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее
2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее
поперёк волокон наружных слоев
вдоль волокон наружных слоев
3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее
4. Влажность, %
5. Плотность кг/м 2 , не более
Применение бакелизированной фанеры во время войны
Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.
Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл — Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.
Применение бакфанеры в настоящее время
С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.
В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.
Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.
В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.
Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.
Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.
Источник статьи: http://wood-prom.ru/clauses/produkty-iz-drevesiny/chto-takoe-fanera-bakelitovaya
Характеристики бакелитовой фанеры и деление на сорта
Бакелизированная фанера – это строительный материал, состоящий из слоев шпона лиственных пород, склеенных между собой бакелитовым лаком — специальной фенолформальдегидной термоактивной смолой. В процессе пропитки и прессования слоев, давление повышают до 6 атмосфер, а температуру — до 270 С ⁰. В итоге, фанера получается огнеупорная, влагостойкая и сопоставимая по прочности с низколегированной сталью.
Такие исключительные качества этого строительного материала позволяют использовать его во многих областях производства: судостроение, автомобильной промышленности, а также в профессиональном и частном строительстве.
Технические характеристики
Если говорить о характеристиках бакелизированной (бакелитовой) фанеры, то мы можем особо выделить следующие:
- Прочность – вдвое превышает по показателям обычную древесину;
- Водостойкость – можно использовать в судостроении, машиностроении и т.д.;
- Легкость (по сравнению с другими стройматериалами);
- Устойчивость к коррозии;
- Огнестойкость – при температуре более 350 С ⁰ всего лишь обугливается и дым не токсичен;
- Устойчивость к перепадам температуры в пределах 100 градусов (от -50 до +50 С ⁰);
- Устойчива к явлениям окружающей среды – грибки, микроорганизмы, влажный/жаркий климат, а также – к действию многих щелочей, кислот, соленой воды и т.д.;
- Износостойкость – сохраняет свои свойства не менее 10 лет.
Для усиления всех перечисленных качеств, производится ламинированная бакелизированная фанера, которая имеет глянцевую поверхность с обеих сторон или с одной стороны (чтобы можно было применять ее на объектах, где нужно уменьшить скольжение).
Ламинированная бакелизированная фанера имеет глянцевую поверхность с обеих сторон
Приведем таблицу параметров продукта, выпускаемого российскими производителями:
Длина х Ширина листа, мм
7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27
При этом, ламинированная имеет другие характеристики:
Длина х Ширина, мм
Толщина листа, мм
4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30
Влажность бакелизированной древесины зависит от толщины: при толщине 5-7 мм – 6%, 10-18 мм – 8%.
Бакелитовой фанерой застилают полы в фургонах
Вес определяют исходя из средней плотности 1217 кг/м3:
Толщина листа, в мм
Вес одного листа, кг
Т.к. каждый лист имеет определенный объем, вес бакелитовой фанеры относительно ее плотности очень важен, и, если знать плотность, то можно легко подобрать правильную марку и толщину изделия.
Сорта и марки
Бакелитовая фанера имеет два сорта — в зависимости от смолы, которой пропитывают древесину:
- Фанера бакелизированная марки ФБС содержит спирторастворимые смолы (буква С);
- Фанера бакелизированная марки ФБВ содержит водорастворимые смолы (буква В).
Бакелитовая фанера широко используется в строительстве при изготовлении опалубки
Чтобы наглядно показать способы применения различных подвидов, используем таблицу (марки указаны по порядку: от самой высококачественной до стандартной):
Все слои шпона пропитаны полностью. Не допустимы сколы, вмятины или непроклеенные участки.
Строительство судов, автомобилей,стадионов, портов и других сооружений специального назначения, где требуется легкость и, одновременно, высочайшая прочность и устойчивость к проявлениям внешней среды.
Смола наносится не пропитыванием, а промазыванием, поэтому прочность ниже.
Строительство подиумов, сцен, торговых центров, небольших судов, автомобилей и др.
Промазаны только продольные слои; слабая устойчивость к воздействию окружающей среды; преимуществом является цена.
Работы отделочного характера.
Полная пропитка внешних слоев, внутренние слои только промазываются. Слабая водонепроницаемость и устойчивость к условиям внешней среды.
Агрегаты и соединения внутри машин, внутренняя отделка зданий, в наружных работах возможно использование только после доп. обработки специальными средствами.
Слои древесины только промазываются, без использования процесса пропитки.
Рекомендуется использовать только как прочный материал, не предназначенный для использования в наружных работах, и без дополнительных требований стойкости к условиям окружающей среды.
Стоит отметить, что, несмотря на различные свойства, все сорта и марки бакелитовой фанеры соответствуют ГОСТ 11539-83 и подлежат обязательной проверке качества при производстве и выпуске продукции, а также, сертификации производителем. Чтобы у покупателя не осталось никаких сомнений в качестве изделия, на производстве каждый лист маркируется – впрессовывается этикетка завода-изготовителя, а также обозначения сорта и вида. Гарантийный срок бакелитовой фанеры — не менее 5 лет.
От чего зависит цена
Цена на бакелизированную фанеру, благодаря ее исключительным качествам, гораздо выше, чем на обычную, но, как советуют профессионалы, лучше использовать именно ее.
Производители бакелитовой фанеры в России, при формировании цены, прежде всего, ориентируются на:
- Марку (т.к. применяются разные виды смол);
- Надежность используемого в производстве шпона, и его обработки;
- Толщину листа фанеры и формат: чем больше, тем дороже.
Но, всегда можно найти оптимальное соотношение цены и качества, например, покупка более толстого листа обойдется дешевле, чем два тонких.
Применение
Бакелизированная фанера незаменима при строительстве лодок, яхт, морских контейнеров, обшивки судов. Также, легко может применяться в портах, доках, при строительстве стадионов, сцен, автомобильных подиумов. Особо можно отметить применение во внешней и внутренней отделке промышленных объектов, зданий заводов, торговых центров, частных домов, особенно в неблагоприятном климате.
Влагостойкую бакелитовую фанеру применяют при строительстве лодок и яхт
Очень популярна бакелитовая фанера для производства фургонов, обшивки полов в транспортных средствах, а также, для строительства садовых домиков, летних кухонь, «времянок».
Имея столько необыкновенных качеств, влагостойкая бакелитовая фанера может использоваться везде, где требуются такие свойства материала, как легкость, прочность, устойчивость к внешним условиям окружающей среды. Единственный недостаток – достаточно высокая цена, поэтому стоит продумать заранее — действительно ли необходимо использовать именно бакелизированную фанеру, а после, тщательно распланировать расходы.
Источник статьи: http://polodon.ru/derevyannyj-pol/bakelitovaya-fanera/
Комментарии к записи (стр. 2)
- Читайте все комментарии с начала:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- →
У экономного хозяина всегда найдутся остатки старых ДСП и ОСБ. Подрезать до приемлемой высоты и обернуть старыми рекламными баннерами. Рекламщики, после того, как они отслужат свой срок, платят за их утилизацию. Подъехать в любую рекламную фирму и сговорится, что вы их избавите от головной боли и потери денег. Оборачивать ДСП нужно с нахлестом так, чтобы вода не попадала во внутрь. Оббить баннерную ткань нужно мебельным степплером. Соединять разные по длине плиты проще и дешевле полосками металла, нарезанными из остатков профилей для гипсокартона, что остаются после каждого ремонта невостребованными. Они оцинкованные и достаточно долго живут. Причем необязательно их заранее просверливать — обычный черный шуруп по металлу элементарно их пробивает с помощью шуруповерта. Для того, чтобы снизу не пробивались сорняки, внутрь можно положить плотный геотекстиль. Если грядка делается выше 30-ти см. высотой, то можно снизу сначала положить глинозем, чтобы дать корням растений больше минералов и также снизить расход воды при поливе.
На фото — грядки для теплиц высотой 30 см., но на открытом грунте я их делаю высотой 45-50 см., чтобы снизу (
10-15 cм. толщины) заложить свежий навоз с рубленными ветками, щепой и опилками. При этом получается «теплая грядка», где при средних t ноль и ниже, на моих грядках на глубине 20 см. t 12 град. и выше.
Да есть еще один момент. После укладки геотекстиля, найденных (или купленных) червей стоит запустить в грядку. Они быстро размножаться, а крот туда уже не проберется.
Для того, чтобы было меньше хлопот и ради экономии воды я использую систему капельного полива. (на фото она еще не уложена — подвешена слева вверху) Система автоматического полива стоит недешево, а я использую удлинители из системы капельного полива «Водомерка». Они обходятся недорого, а их преимущество в то, что я точно под корень растения подаю воду. Саму «Водомерку» я не использую из-за ее дороговизны, да и ненадежная она — проверено.
Такие грядки прослужат минимум 6-7 лет.
Источник статьи: http://7dach.ru/irindom/iz-chego-esche-mozhno-sdelat-gryadki-49162.html?c=2