Архитектура как часть ландшафта

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Сад как часть природы той местности, где он проектируется

Если раньше при устройстве садов было принято высаживание изысканных садовых растений, прихотливых в уходе, то идеальное решение для любого современного сада — пышные растения, растущие как бы сами по себе и в гармонии между собой. Сейчас традиционные безукоризненно подстриженные газоны применяются все реже из-за весьма трудоемкого и энергорасточительного ухода за ними. Задача не в имитации дикой природы там, где ее уже нет, а в том, чтобы оставить ей рядом с нами достаточно места, давая возможность жить по ее законам. Прогрессивная часть садовых дизайнеров, таким образом, все более склоняется к натуралистическим посадкам растений, взятых из дикой природы. Возник даже новый термин — «неодикость» (neowilderness), позволяющий делать различие между действительно дикой природой, которой остается все меньше, и попытками компенсировать утраченное, восстанавливая в ландшафтах как бы «первозданную природу». В этом смысле европейский ландшафтный дизайн приходит к сходному с японским пониманию мира и человека как части природы, а эстетические принципы построения японских садов оказываются востребованными в европейском садоводстве (рис. 1).

В Японии с древних времен бытует представление о человеке как о части мира природы, находящегося не над ним, не вне него, но как бы внутри. Законы природы при этом для человека обязательны и священны как его собственные нравственные законы, и он стремится к гармонии с природой. Это особенное отношение нашло свое отражение в японском искусстве, и в искусстве садов в частности. По своей сущности, искусство создания садов связано с философским и эстетическим восприятием природы человеком. В японском саду деревья, кустарники, камни в созданной художником композиции важны не только сами по себе, но и как олицетворение философских представлений. «В малом и единичном человек видит отражение великого и всеобщего, самой Природы как всеобъемлющего макрокосма. Поэтому сад, как и картина пейзажиста, прежде всего выражает отношение к миру и представление о нем»* (Такахаси Хидэминэ. Создание японских садов. – Журнал «Нипония», 1997).

Идея сотворить сад, не отличающийся радикально от окружающего ландшафта, пришла к немецким садовникам в пятидесятые годы прошлого века. С одной стороны, это было связано с движением за защиту природы, с другой стороны, садоводы обратили внимание на поразительную красоту злаков и папоротников — растений, незаслуженно обделенных вниманием дизайнеров. Вместе с тем они подвергли критике неразумную, с точки зрения экологии и ресурсосбережения, технологию создания и ухода за классическими садами (рис. 2, 4).

Новые сады по-настоящему остаются частью природы:
• в них нет газонов;
• не применяются удобрения и химические средства для борьбы с вредителями;
• уход сведен к минимуму.

В то же время они полны процветающими, в прямом и переносном смысле, растениями, подобранными в строгом соответствии с рекомендациями ботаников-экологов. Растения в таких садах идеально подходят к условиям местного климата и почвам, но размещены и скомпонованы по законам ландшафтного искусства. Идеалом красоты нового стиля стали природные ландшафты — луга, степи и прерии, горы и пустыни, леса и речные долины. Новый стиль черпает идеи из природы той страны, в которой создается сад. Создаваемый сад дает обобщенный образ местности, в которой он разбивается (рис. 5—8).

Существуют два пути для создания такого типа сада:
• облагораживается существующий участок земли;
• создается искусственный «дикий сад».

Получившиеся результаты очень похожи, и порой бывает сложно определить, каким образом сад был создан.

Для первого пути характерен сад, представляющий собой облагороженный уголок леса, дикой природы. Из такого сада удаляются объекты, мешающие и отвлекающие внимание наблюдателя от природной гармонии. Если просматриваются соседские постройки, их маскируют, неприглядные сооружения определенным образом стилизуют, мусор и все лишнее удаляют. Философичность такого сада заключается в способности человека по внешним признакам: грубой коре, молодым листьям, проросткам, набухшим бутонам — судить о внутреннем смысле вещей и явлений. Этот сад любим и востребован молодым поколением, чья интенсивная работа и множественность интересов не позволяют уделять уходу за садом значительного времени.

Такой тип сада, по контрасту, отлично сочетается с современными коттеджами в стиле «хай-тек» с применением стекла, дерева, керамической плитки в отделке фасада. Лаконизм архитектурной планировки, отсутствие броских деталей, нарочитая утилитарность конструкций позволяют этим домам буквально сливаться с садом.

Планировка искусственного «дикого сада» проста и представляет собой целостную и законченную живописную природную композицию. Часто основу посадок образуют декоративные злаки, привлекающие взгляд волнующимся от ветра морем листьев и метелок-соцветий. В последнее время часто используют и так называемые сорные травы — растения, наиболее устойчивые к условиям данной местности. Между ними высаживают устойчивые в местном климате сорта садовых цветов. «Видовой состав подбирает специалист с учетом условий участка. На периферии участка высажен «лес» из деревьев и кустарников, подобранных «с оглядкой» на окружающий ландшафт. Сад должен слиться с окружением, создавая у хозяев впечатление «дикости» и первозданности»* (Черняева Е. Сады в стиле «ненасилия над природой». – Журнал «Цветы» №3, 2003).

Читайте также:  Теплица по митлайдеру что это

Именно по такому принципу автором пособия был спроектирован в рамках ЗАО «Мастерская архитектора В.М. Гинзбурга» «Сад на овраге» (дер. Шульгино Московской области).

Участок, выделенный под строительство, находился на краю заросшего лесом оврага. На территории уже существовал коттедж, спроектированный в выбранном мастерской «стиле конструктивизма», и когда его построили, он больше напоминал фабрику, чем дом. Поэтому стояла задача спроектировать сад, который служил бы связующим звеном между «жесткой» архитектурой дома и живым лесным ландшафтом (рис. 9, 10).

Архитектура дома — четкие объемы, прямые линии. Дом агрессивно врезается в ландшафт, выделяясь как своими габаритами, так и формой. Он перетягивает внимание зрителя на себя настолько, что зритель перестает замечать, что находится в лесу, что рядом протекает живописная речушка, к которой тут и там по оврагу текут ручьи. Следовательно, логичным было стремление спроектировать сад как часть окружающей природы, выявив природную красоту участка и смягчив резкие линии дома.

Перед домом был разбит газон на искусственно выровненной холмистой поверхности — своей четкостью он оказывает визуальную поддержку рубленым прямоугольным формам здания. По газону струятся тропинки из натурального камня, создавая живой ритм извивающихся линий. «В прямой линии Бога нет. », — утверждал в «Манифесте против рационализма в архитектуре» известный австрийский художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер (1928—2000). Одна тропинка уводит пешехода от дома к детской площадке, окруженной цветниками, плодовыми деревьями и кустарниками. Пешеход огибает площадку, привлеченный уютным навесом под огромным деревом клена. И вдруг неожиданно оказывается на краю смотровой площадки над обрывом, с которой раскрывается потрясающий вид на речку, высокий берег на другой ее стороне, заросший лесом. Красота реки, ее берегов завораживает, и зрителю в какой-то момент захочется спуститься к реке. Внимательно приглядевшись, можно обнаружить лестницу, ведущую от другой стороны подпорной стены. Посетитель сада возвращается по тропинке назад, к дому, ступает на газон, продвигаясь к лестнице. И только тут он замечает изюминку замысла — уголок сада, террасами спускающийся по склону оврага. Ассортимент растений подобран таким образом, что эта часть сада, меняя краски, цветет с апреля до конца октября. Подпорные стены, облицованные натуральным камнем, подчеркивают общее впечатление от струящегося цветущего каскада.

При проектировании сада возникло желание загородить острые резкие углы здания естественными линиями растений, смягчить контраст между домом и окружающей природой. Для этого были рекомендованы определенные виды растений, в основном местные, а также высказаны пожелания заплести и украсить стены дома и подпорную стену лианами девичьего винограда и клематиса, которые имеют возможность восстанавливаться после морозной зимы в нашем климате. Вся композиция планировки сада имеет двойственный характер: с одной стороны, как бы подыгрывая архитектуре дома, используются бетонная подпорная стена, геометрические узоры на бетонной ограде участка, четкая плоскость газона; с другой стороны — плавные изгибы тропинок из натурального камня, использование местных дикорастущих растений создают органичный переход к природному ландшафту.

В процессе проектирования был тщательно продуман вид сада в разное время суток и при любом сезоне. Ассортимент растений подобран таким образом, чтобы с апреля по октябрь цвел или плодоносил тот или иной вид, и картина восприятия постоянно менялась. Сад представляет собой великолепное зрелище и в вечерней подсветке галогеновыми светильниками-прожекторами, спрятанными в траве и за камнями.

Создание сада как части природы дает желаемый эффект: сохраняются растения данной местности, уход за садом сведен к минимуму, применение натуральных удобрений оберегает местную фауну, поэтому такие сады все чаще становятся альтернативой традиционным садам. По планировке подобные сады могут напоминать английские пейзажные парки, но стоит заметить, что они не сопоставимы по размерам. Это меняет восприятие ландшафта: если в парке важны крупные образы, «картины», то в саду особое внимание уделяется рассматриванию мелочей.

Можно выявить параллели между «садом как частью природы местности» и искусством XX века: подобно тому, как в начале прошлого века некоторые художники порвали с традиционным искусством и пытались возродить «первобытное искусство», данные сады пытаются воссоздать «дикую природу». Такие сады являются основой нового подхода в ландшафтной архитектуре. Они представляют своеобразный переход между традиционным садом и «формальными садами» — в них используются особые виды растений, но другие материалы сада остаются традиционными: в основном это дерево и природный камень, а также изделия из глины.

Процесс формирования сада как части природы местности происходит на фоне общеевропейского движения за сохранение природы. Использование нетронутого ландшафта там, где он еще остался, представляется весьма оправданным.

Благодаря экологическому подходу при растительном оформлении садов в обиход озеленителей входят новые, доселе малораспространенные группы растений из семейств гречишных, бобовых, зонтичных, в тенистых местах особая роль отведена папоротникам.

Уход за цветниками сводится, как правило, к обрезке ранней весной надземной части травянистых многолетников и отмерших ветвей у деревьев и кустарников. Правильно подобранные композиции очень устойчивы и возобновляются практически без помощи и участия садовника.

Такой тип сада подразумевает «растворение» в природе. Это направление в садовом дизайне иашло отклик в странах Скандинавии, Германии, Нидерландах и США. Даже консервативные англичане признали его существование и принялись за переустройство своих классических цветников. Летом 2003 года главной темой ежегодного садового фестиваля на землях замка Шомон на Луаре во Франции стали «Сорняки», а лучшим образцом такого подхода на Цветочном шоу в Челси был признан «Сад Лоран-Перье», получивший золотую медаль (рис. 3).

Читайте также:  Термопривод для теплицы рейтинг теплицы

Следует предположить, что экологический подход в ландшафтной архитектуре получит распространение и станет ведущим не только в странах Европы, но и в России.

Источник: Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. Забелина Е.В. 2005

Источник статьи: http://landscape.totalarch.com/search_new_forms_landscape_architecture/2

ТОП-10 зданий, органично вписанных в ландшафт

Здания, органично вписанные в окружающий ландшафт — это тренд современных веяний в архитектуре. Такой всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен желанием человека стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресытился видами однотипных городских многоэтажек и стоянием в вечных пробках. Поэтому все больше архитекторов в своих проектах поддерживают идею «eco-friendly». Основные признаки современной органической архитектуры — это низкий силуэт, использование экологичных материалов, покрытая ковром трав крыша, обилие остекленных или зеркальных поверхностей — и это далеко не все атрибуты. Мы подобрали для вас самые необычные здания, мастерски интегрированные в ландшафт их авторами.

Casa Carmen. Энвигадо, Колумбия.

Авторы — студия OA+
2019 г.

Холмистая местность, в которой расположился жилой дом Carmen, окружена со всех сторон лесом. Окружающие пейзажи и определили идею постройки — резиденция очень аккуратно вписана в ландшафт и словно вырастает из склона горы на высоте 2550 м. над уровнем моря.

Использование при строительстве дерева, глиняного кирпича адобе и бетона помогли достигнуть полной гармонии. Кроме того, они способны выдержать испытание временем и позволят наблюдать естественную адаптацию дома по отношению к ландшафту на протяжении поколений. Эти же материалы используются и в интерьере дома, придавая ему теплую атмосферу и деревенскую эстетику. Из панорамных окон открываются захватывающие виды.

Авторы не только устроили на крыше травянистые настилы, выполняющие функцию дополнительной маскировки, благодаря которой сверху строение можно вовсе не заметить, но и разбили живописный сад прямо внутри дома.

Casa Carmen имеет площадь в 650 кв. м, состоит из трех частей, расположенных Z-образно. Такая планировка помогает укрывать сады и террасы от сильных ветров, типичных для этой местности, а также от любопытных глаз. Все зоны пронизаны единой экологической тропой, проходящей сквозь дом и ведущей к расположенному поблизости заповеднику с густыми зарослями местных деревьев и ручьем, спускающимся с горы.

Apfelhotel Torgglerhof. Сальтузио, Южный Тироль, Италия.

Авторы — noa* network of architecture
Расширение: 2020 г.

Apfelhotel Torgglerhof расположен в устье долины Пассейер. История создания отеля в этой местности своими корнями уходит в культуру выращивания яблок. Люди, приезжая насладиться пейзажами и садами, желали здесь задержаться, пообщаться и отдохнуть. Так и появился отель, постепенно ставший местом для семейного отдыха, релаксации, занятий спортом, прогулок и пикников.

Архитектурное бюро noa* в 2014 году выиграло конкурс на расширение гостиницы, реализация проекта до сих пор осуществляется и проходит в несколько этапов.

За оригинальным амбарным фасадом теперь прячется производство Apfelhotel — разнообразные деликатесы, созданные на основе домашних яблок. Неподалеку построен оздоровительный комплекс изогнутой формы, а на территории отеля появилось 18 новых номеров «люкс», спроектированных таким образом, чтобы они идеально вписывались в сельский ландшафт и дополняли фермерский двор.

Отель напоминает огромный благоухающий сад, в котором скрываются маленькие домики. Бетонная конструкция нового спа-центра утопает в растениях, часть крыши и стен комплекса спрятана под слоем мха и травы, создается ощущение, что он словно вырастает из-под земли.

Забронировать номер в отеле можно не меньше, чем на 4 ночи, которые обойдутся примерно в 950 евро за самый недорогой стандарт.

Павильон No Sunrise No Sunset. Ао Нанг, Краби, Тайланд.

Авторы — художник Kamin Lertchaiprasert и бюро Wallasia Ltd
2018 г.

No Sunrise No Sunset — это завораживающий павильон-инсталляция, придуманный тайским художником Kamin Lertchaiprasert, чьи работы входят, например, в коллекцию музея Гуггенхайма. Для создания павильона для первой в Таиланде художественной биеннале, проходившей в Краби, он сотрудничал с архитектором Suriya Umpansiriratana из бангкокской компании Wallasia Ltd. Тема Биеннале «край Страны Чудес» требовала, чтобы все произведения искусства были созданы, чтобы подчеркнуть изумительную природу и культурный контекст провинции Краби. Зеркальный павильон, который авторы называют пещерой, расположился на берегу Андаманского моря в конце пляжа Ао Нанг, где местные любители часто наблюдают закат солнца. No Sunrise No Sunset создает дезориентированное ощущение и заставляет посетителя быть очень осторожным, ступая по низким бетонным ступеням, ведущим в пещеру.

Этот проект представляет собой специфическую параллель между миром абсолютной истины и миром иллюзий. Осознание состояния вневременного момента и отсутствия привязанности. Это нить между внутренним и внешним пространством (субъективным и объективным), между вами и окружающей средой. Что такое абсолютная истина? И где она находится? Это что-то внешнее? Или это уже есть в нашем сознании? Это любовь, милосердие, изменение, смерть, пустота или единство? Ни восхода, ни заката — солнце не движется, зато вращается мир. Мы видим его таким, каким хотим сами.

UCCA Dune Art Museum. Циньхуандао, Китай

Авторы — OPEN Architecture
2018 г.

На тихом пляже вдоль побережья залива Бохай на севере Китая в 300-х км от Пекина в 2018 году появился художественный музей, интегрированный в песчаные дюны, формировавшиеся здесь на протяжении тысяч лет. Изначально заказчики планировали выровнять эту часть берега под строительство музея, но архитекторам OPEN Architecture удалось убедить их создать сеть подземных галерей, сохраняющих естественный ландшафт этого уникального места. На реализацию проекта ушло три года. О том, как строился UCCA Dune Art Museum, ставший не меньшим произведением искусства, чем коллекции внутри него, читайте здесь.

Lux Aeterna / Часовня Святого Креста. Остров Серифос, Греция

Авторы — Open Platform for Architecture (OPA)
Проект: 2020 г.

Проект подземной часовни Святого Креста предложен для греческого острова Серифос. Единственный фасад часовни, имеющий форму креста, будет обращен к Эгейскому морю и послужит своего рода духовным маяком для паломников. Крестообразная форма продолжится в здании и традиционно разделит пространство на три части, но не по горизонтали, а по вертикали.

Часовня будет построена из простых материалов: дерева, стекла и бетона, гармонирующих с окружающим ландшафтом. Архитекторы OPA постарались интегрировать и перевести традиционные символы веры в современную архитектуру, создав уникальную платформу для коммуникации между традицией и инновациями.

Стиль, в котором предполагается выполнить часовню, архитекторы называют «трансцендентальным брутализмом». По их словам, посетитель, пройдя через широкую, вращающуюся дверь (несущую ось посередине), встретится с захватывающим видом на море и духовно перенесется в торжественную и трансцендентную атмосферу.

Частная резиденция NN. Московская область, Россия

Проект: J. Mayer H. and Partner
Реализация: Alexander Erman Architecture & Design
Интерьеры: бюро сестер Сундуковых

Московская область — один из самых динамично развивающихся регионов, и новые дома в Подмосковье появляются довольно часто. Примечательно, что в последнее время среди новых зданий встречаются частные резиденции и необычные дома, построенные по проектам известных зарубежных архитектурных бюро. Самый знаменитый из них — особняк Capital Hill Residence, возведенный на Рублевке по проекту Zaha Hadid Architects. А в 2019 году берлинское архитектурное бюро J. Mayer H. und Partner построило частную резиденцию NN. Благодаря оригинальной форме цветка и озеленению крыши, здание с воздуха едва можно отличить от окружающей природы. Но это далеко не все особенности резиденции NN. В чем же они заключаются? Читайте в нашей статье.

Зеркальный павильон Liquid. Парк Серралвеш, Порту, Португалия.

Авторы — depA
2017 г.

Этот зеркальный павильон построен в роскошном парке на территории Музея современного искусства Серралвеш в Порту и практически растворен в природе.

В фасадах постройки, покрытых зеркальными панелями из темного стекла, отражаются зелень парка и водная гладь небольшого озера, делающие ее практически невидимой для прохожих. Многоугольная форма павильона является идеальной основой для проекционного пространства, позволяющей воспроизводить любые аудиовизуальные материалы, продолжая экспозицию музея.

Agg Hab. Пустыня Кларендон, штат Техас, США.

Авторы — i/thee и Roundhouse
2020 г.

Дизайнерская студия i/thee из Иллинойса и фирма Roundhouse из Лос-Анджелеса создали Aggregate Habitat — экспериментальный экодом из папье-маше. Проект, который, по словам дизайнеров, является, самой большой в мире самонесущей конструкцией из папье-маше, функционирует как прототип полуподземного дома, расположившегося в пустыне Кларендон. Сделанный из почти 200 литров клея и 122 кг бумаги, Agg Hab имеет более 6 метров в длину и 2,5 метров в ширину.

В дизайне дома нет идеальных линий, искусственных форм или цветов. Вместо этого формальный язык среды обитания следует указаниям природы: контуры куполов соответствуют выкопанной подземной части; поверхность бумаги покрыта естественным, земляным слоем. Криволинейные отверстия, проделанные в конструкции, позволяют свету просачиваться внутрь. Когда лучи проникают через проемы, они отражаются от глянцевой бумаги, создавая почти церковную среду. Люди, оказывающиеся внутри этих пространств, словно погружаются в утробо матери-земли.

Shanxiao Sales Pavilion. Чунцин, Китай.

Авторы — AOE
2019 г.

«Здание, плывущее в облаках» или «Дом в тумане» — именно так жители Чунцин называют торговый павильон Shanxiao Sales Pavilion, появившийся в 2019 году в этом китайском городе. Авторы проекта — архитекторы пекинской студии АОЕ — определили его художественную концепцию как «здание, скрытое в природе». В чем заключается эта концепция? Зачем вокруг Shanxiao Sales Pavilion образуются клубы тумана, являющиеся полноценной частью внешней оболочки павильона? За счет чего традиционная архитектура Китая и параметрическая архитектура могут гармонично сочетаться? Об этом читайте в нашей статье.

Автор — Przemek Olczyk (Mobius Architekci)
2019 г.

Пышные зеленые крыши становятся все более распространенными в архитектурном мире, и этот великолепный дом в отдаленном районе Польши является одним из примеров. Спроектированный архитектором Пшемеком Ольчиком из Mobius Architekci, Green Line — это потрясающий семейный дом, почти полностью скрытый в ландшафте и покрытый толстым слоем зелени. Над поверхностью земли выступает только скатная крыша. Фронтон оформлен деревянными ламелями, что является отсылкой к традициям местной жилой архитектуры. Еще один намек на здешние традиции — уникальная Г-образная планировка дома, вдохновленная местными фермами.

Однако, больше, чем просто приятная глазу эстетика, впечатляет устойчивость архитектуры. Простая интеграция дома в ландшафт уменьшила потребность в кондиционировании воздуха в жаркие летние месяцы и в тепле в холодные зимы.

Источник статьи: http://www.architime.ru/specarch/top_10_landscape/architecture_and_landscape.htm

Читайте также:  Сотовый поликарбонат навесы беседки
Оцените статью