Аптекарский огород история 8 класс
«Аптекарский огород» – старейший ботанический сад в России, основанный в XVIII веке Петром I. Этот зелёный уголок Москвы посещают каждый день тысячи москвичей и гостей столицы. Сад был и остаётся одной из главных достопримечательностей страны. В «Аптекарском огороде» собирают и выращивают уникальные растения со всех уголков нашей планеты.
«Аптекарский огород» – один из 15 российских садов, включённых во всемирную сводку «1001 сад, который нужно увидеть».
Автор: Кавтаева Елена Михайловна.
Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Аптекарский огород: история и современность»
для обучающихся 8–11-х классов
Вариант проведения занятия [ PDF ] [ DOCX ]
Презентация [ PDF ] [ PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [ PDF ] [ DOCX ]
Цель: способствовать воспитанию гуманного отношения к родной природе.
Задачи:
- развивать познавательный интерес обучающихся к актуальным экологическим вопросам современного общества;
- познакомить учащихся с историей развития Ботанического сада Московского университета им. М. В. Ломоносова «Аптекарский огород»;
- способствовать развитию личности учащихся на основе освоения универсальных учебных действий, стремления к саморазвитию и непрерывному образованию;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.
Задание № 1.
Просмотрите изображения на слайде и видеофрагмент, выполните задание.
1. О чем пойдёт речь на классном часе?
2. Сформулируйте вопросы к теме «Аптекарский огород»: история и современность», ответы на которые вы хотели бы получить в ходе занятия.
3. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия. Аргументируйте свой ответ.
Задание № 2.
Прочитайте фрагмент текста, размещенного на официальном сайте «Аптекарский огород» Ботанического сада МГУ имени М. В. Ломоносова
города Москвы и, используя текст, выполните задание.
1. Какова цель создания «Аптекарского огорода»?
2. «Хозяином огорода сначала был Аптекарский приказ, затем Московский госпиталь, а ближе к концу XVIII века – Медико-хирургическая академия». Сделайте вывод о значимости огорода, исходя из этого факта.
3. Обозначьте основные направления деятельности медицинского сада. Поясните свой ответ.
Задание № 3.
Изучите материалы сайта Ботанического сада.
Рассмотрите портретный ряд на слайде, выполните задания.
1. Что объединяет людей, изображённых на слайде?
2. Какой вклад внесли эти люди в развитие «Аптекарского огорода»? Прокомментируйте свой ответ.
Задание № 4.
Изучите материалы, размещенные на слайде, дайте краткую характеристику «Аптекарского огорода».
Задание № 5.
Рассмотрите карту изображения на слайде, схему «Аптекарского огорода», воспользуйтесь материалами рабочего листа и выполните задания.
1. Составьте маршрут движения от станции метро «Проспект Мира» до главного входа (объект № 1) в «Аптекарский огород», используя представленную схему и виртуальную экскурсию.
2. Изучите историческую справку об объектах «Аптекарского огорода» и проложите свой маршрут движения от главного входа к обозначенному объекту:
1 группа – от главного входа к лиственнице Петра I (объект № 6);
2 группа – от главного входа к зеркальному каналу (объект № 2);
3 группа – от главного входа к пальмовой оранжерее (объект № 4).
Историческая справка
Объект № 6.
В 1706 году на севере Москвы, за Сухаревой башней, по указу Петра Первого был заложен аптекарский огород для выращивания лекарственных растений. В память об этом событии сам Пётр Первый посадил в новом огороде три хвойных дерева – ель, пихту и лиственницу. Лиственница дожила до наших дней.
Объект № 2.
Первое, что встречает посетителей у ворот парка – Зеркальный канал, в котором плавают карпы Кои.
Объект № 4.
В пальмовой оранжерее, в сердце Ботанического сада, построенной в 1891 году и претерпевшей несколько этапов реконструкции, представлены крупномерные образцы пальм, фикусов, панданусов, лиан и других тропических древесных и травянистых растений. Эта коллекция, собиравшаяся на протяжении более двухсот лет, поражает разнообразием и ботанической ценностью. В ней собраны растения, родом из экваториальных, тропических и даже некоторые представители субтропических широт земного шара.
Задание № 6.
Рассмотрите на слайде и в рабочем листе изображение эмблемы «Аптекарского огорода», прокомментируйте данную символику. Поясните свой ответ.
Аптекарский огород история 8 класс
8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
Аптекарский огород: история и современность
«Аптекарский огород» – старейший ботанический сад в России, основанный в XVIII веке Петром I. Этот зелёный уголок Москвы посещают каждый день тысячи москвичей и гостей столицы. Сад был и остаётся одной из главных достопримечательностей страны. В «Аптекарском огороде» собирают и выращивают уникальные растения со всех уголков нашей планеты.
«Аптекарский огород» – один из 15 российских садов, включённых во всемирную сводку «1001 сад, который нужно увидеть».
Автор: Кавтаева Елена Михайловна.
Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Аптекарский огород: история и современность»
для обучающихся 8–11-х классов
Вариант проведения занятия [ PDF ] [ DOCX ]
Презентация [ PDF ] [ PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [ PDF ] [ DOCX ]
Цель: способствовать воспитанию гуманного отношения к родной природе.
Задачи:
- развивать познавательный интерес обучающихся к актуальным экологическим вопросам современного общества;
- познакомить учащихся с историей развития Ботанического сада Московского университета им. М. В. Ломоносова «Аптекарский огород»;
- способствовать развитию личности учащихся на основе освоения универсальных учебных действий, стремления к саморазвитию и непрерывному образованию;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.
Задание № 1.
Просмотрите изображения на слайде и видеофрагмент, выполните задание.
1. О чем пойдёт речь на классном часе?
2. Сформулируйте вопросы к теме «Аптекарский огород»: история и современность», ответы на которые вы хотели бы получить в ходе занятия.
3. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия. Аргументируйте свой ответ.
Задание № 2.
Прочитайте фрагмент текста, размещенного на официальном сайте «Аптекарский огород» Ботанического сада МГУ имени М. В. Ломоносова
города Москвы и, используя текст, выполните задание.
1. Какова цель создания «Аптекарского огорода»?
2. «Хозяином огорода сначала был Аптекарский приказ, затем Московский госпиталь, а ближе к концу XVIII века – Медико-хирургическая академия». Сделайте вывод о значимости огорода, исходя из этого факта.
3. Обозначьте основные направления деятельности медицинского сада. Поясните свой ответ.
Задание № 3.
Изучите материалы сайта Ботанического сада.
Рассмотрите портретный ряд на слайде, выполните задания.
1. Что объединяет людей, изображённых на слайде?
2. Какой вклад внесли эти люди в развитие «Аптекарского огорода»? Прокомментируйте свой ответ.
Задание № 4.
Изучите материалы, размещенные на слайде, дайте краткую характеристику «Аптекарского огорода».
Задание № 5.
Рассмотрите карту изображения на слайде, схему «Аптекарского огорода», воспользуйтесь материалами рабочего листа и выполните задания.
1. Составьте маршрут движения от станции метро «Проспект Мира» до главного входа (объект № 1) в «Аптекарский огород», используя представленную схему и виртуальную экскурсию.
2. Изучите историческую справку об объектах «Аптекарского огорода» и проложите свой маршрут движения от главного входа к обозначенному объекту:
1 группа – от главного входа к лиственнице Петра I (объект № 6);
2 группа – от главного входа к зеркальному каналу (объект № 2);
3 группа – от главного входа к пальмовой оранжерее (объект № 4).
Историческая справка
Объект № 6.
В 1706 году на севере Москвы, за Сухаревой башней, по указу Петра Первого был заложен аптекарский огород для выращивания лекарственных растений. В память об этом событии сам Пётр Первый посадил в новом огороде три хвойных дерева – ель, пихту и лиственницу. Лиственница дожила до наших дней.
Объект № 2.
Первое, что встречает посетителей у ворот парка – Зеркальный канал, в котором плавают карпы Кои.
Объект № 4.
В пальмовой оранжерее, в сердце Ботанического сада, построенной в 1891 году и претерпевшей несколько этапов реконструкции, представлены крупномерные образцы пальм, фикусов, панданусов, лиан и других тропических древесных и травянистых растений. Эта коллекция, собиравшаяся на протяжении более двухсот лет, поражает разнообразием и ботанической ценностью. В ней собраны растения, родом из экваториальных, тропических и даже некоторые представители субтропических широт земного шара.
Задание № 6.
Рассмотрите на слайде и в рабочем листе изображение эмблемы «Аптекарского огорода», прокомментируйте данную символику. Поясните свой ответ.
История парков: «Аптекарский огород»
Редакция ParkSeason запускает рубрику об истории парков. Сегодня в материале – Ботанический сад Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Аптекарский огород».
Первые Аптекарские сады
Первые Аптекарские сады появились при правлении Михаила Федоровича Романова, прадеда Петра I. Их осваивали для содержания аптек. При его сыне Алексее Михайловиче было 3 сада. Первый подобный сад в Санкт-Петербурге соорудили на Большой Охте, близ развалин крепости Ниеншанц. Существовали также Аптекарские огороды на Мойке.
Московский Аптекарский огород
История московского Аптекарского огорода начинается с XVIII века. В 1706 году Петр I приказал выращивать лекарственные травы, место выбрали на севере Москвы – за Сухаревской башней. Управлять огородом назначили Аптекарский приказ, позже его сменил Московский госпиталь, а затем – Медико-хирургическая академия. По сложившейся традиции, заняться садом предложили ученым из Германии. Кроме выращивания растений и заготовок лекарственных трав, сотрудники готовили лечебные снадобья. Позднее в земле на территории сада были найдены лекарственные пузырьки.
Также в медицинском саду проходило обучение студентов-медиков.Существует легенда, что сам Петр I посадил здесь три дерева: ель, пихту и лиственницу – чтобы поданные научились различать хвойные деревья. Старинная лиственница стоит здесь до сих пор. В её ствол попала молния, теперь хвоя почти не растет. Возраст дерева проверяли с помощью специального бура – он действительно совпадает с годами жизни императора.
В 1796 году решением Государственной Медицинской Коллегии сад был присоединен к училищу, а затем после образования академии в 1798 году — к Медико-хирургической академии.
В 1804 году при Александре I сад оказался заброшенным. Директор Аптекарского огорода переехал вместе с Медико-хирургической академией в новую столицу. Спасением стал Московский Государственный университет, который искал территорию для обустройства нового ботанического сада. В 1805 году МГУ купил сад, коллекция которого к тому моменту наполнилась разнообразием растений.
Во время пожара 1812 года сгорела большая часть оранжерейных построек, библиотека и гербарий. Уцелело небольшое количество растений, которые находились в глубине парка. Так как средств на восстановление сада не было, в 1814 году было решено продать часть территории под частный питомник. В итоге было изъято около 4 гектаров земли. Полученные деньги пустили на восстановительные работы.
1935 — 1944
В 1935 году был разработан Генеральный план реконструкции Москвы. Вдоль проспекта Мира должны были встать многоэтажные здания, а сад должны были возвести в ранг Главного ботанического сада столицы. Естественно, с помпезным входом и новой планировкой в стиле ампир. Осуществиться планам было не суждено: в годы Великой Отечественной войны на территории были вырыты бомбоубежища, а в зданиях возникли «коллективные огороды».
В советские годы на месте нынешнего водоёма был цветочный партер, а слева возле здания – памятник Владимиру Ленину. В наши дни место вождя пролетариата занимает декоративная конструкция.
В 1945 году строится академический сад в Останкино. В 1953 году огород присоединяют филиалом к новому комплексу зданий Университета на Ленинских горах – Агробиологическому саду МГУ. К этому времени некогда цветущий сад превратился в запущенные кущи. Лабораторный корпус и оранжерея требовали немедленного ремонта.
Самое масштабное и затратное решение, которые приняли сотрудники комплекса – реконструкция старых и строительство новых оранжерей. Для большинства растений климат средней полосы России не пригоден для жизни, поэтому восстановить все оранжереи – было первостепенным решением. Все постройки планировалось расширить и объединить для общего экскурсионного маршрута. Параллельно с работами по восстановлению здания шло непрерывное пополнение коллекции растений.