- Методическая разработка внеклассного урока литературы в 9 классе «Гений и злодейство» (анализ стихотворения А.В. Кольцова «Лес».
- Анализ стихотворения «Лес» Кольцова.
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
- Эпитеты
- Олицетворение
- Метафоры
- Основная мысль стихотворения «Лес» Алексея Кольцова
- Основная часть:
- Заключение:
Методическая разработка внеклассного урока литературы в 9 классе «Гений и злодейство» (анализ стихотворения А.В. Кольцова «Лес».
Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку внеклассного урока литературы в 9 классе с анализом стихотворения А.В.Кольцова «Лес». Данный урок целесообразно проводить после изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».. Также можно использовать этот материал для сопоставительного анализа двух вышеназванных стихотворений.
Автор: Широбокова Вера Васильевна.
Место работы: МКОУ Новожизненская ООШ Аннинского района Воронежской области.
Должность: учитель русского языка и литературы.
Методическая разработка внеклассного урока литературы в 9 классе.
Тема: « Гений и злодейство » (анализ стихотворения А.В. Кольцова «Лес»).
Предлагаемый урок можно провести в 9 классе после изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».
Цель: раскрыть в народнопоэтических образах «Леса» вечную тему гения и злодейства, показать боль утраты, переживаемую современниками Пушкина.
портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова,
фонограмма с записью музыкального произведения «Реквием» Моцарта, тексты стихотворения Лермонтова «Смерть поэта», А.В. Кольцова «Лес».
Вступительное слово учителя.
Знакомство Кольцова с Пушкиным произошло незадолго до смерти последнего. Кольцов встретился с ним в начале 1836 года. Пушкин, узнав о приезде из Воронежа Алексея Васильевича, пригласил его к себе. Пушкин, исполненный сочувствия ко всему талантливому, долго беседовал с Кольцовым, отобрал несколько его стихотворений и одно из них («Урожай») напечатал в журнале «Современник».
(Тихо звучит «Реквием» Моцарта). В январе 1837 года был убит Пушкин. Весть о гибели Пушкина потрясла Кольцова. Михаил Лермонтов написал в эти дни «Смерть поэта», а Алексей Кольцов- стихотворение «Лес».
В совокупности стихи Лермонтова и Кольцова закрепили для потомков колоссальный масштаб личности Пушкина.
Погиб Поэт! — невольник чести —
С свинцом в груди и жаждой мести,
13 марта 1837 года Кольцов написал А.А. Краевскому письмо: «Александр Сергеевич Пушкин помер; у нас его уже более нету. Едва взошло солнце русское, едва осветило широкую русскую землю небес вдохновенным блеском, огня животворной силой; едва огласилась могучая Русь стройной гармонией звуков; едва раздалися волшебные песни родимого барда, соловья – пророка…»
О, лейтесь, лейтесь же ручьями
Нет больше Пушкина меж нами, —
Бессмертный Пушкин наш угас!
2. Выразительное чтение стихотворения А. В. Кольцова «Лес» (можно подготовленными учениками).
3. Анализ стихотворения.
— Стихотворение имеет посвящение. Почему в лермонтовском стихотворении нет посвящения? (В стихотворении Лермонтова есть образ поэта, а у Кольцова нет образа Пушкина, а есть образ леса).
— Верно, здесь нет прямого олицетворения: Пушкин – лес. Здесь отношения бесконечно сложные и бесконечно богатые рождаемые ассоциации. Образ леса не остается только образом леса, но не становится и образом Пушкина.
— А какие образы вы можете назвать в целом стихотворении? (Образ леса, который сравнивается с Бовой, образ бури, образ тучи, образ черной осени). (прочесть в тексте).
-Какой образ является главным? ( Образ леса).
— Давайте вспомним, какие микротемы мы выделяли в стихотворении Лермонтова «Смерть поэта» ? («Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийцы», «Суд»).
-На сколько частей можно условно разделить стихотворение и по какому признаку? (На три части, так как три раза встречаются вопросительные предложения:
-Вообще в стихотворении есть три плана, три образа: лес – Бова – Пушкин. Два из них названы. Третий все время лишь угадывается. С ним все соотносится, но он непосредственно ни разу не возникает. Он выявляется через взаимодействие двух первых.
-Какие глаголы передают состояние леса в первой части? («Призадумался», «затуманился», «Стоишь — поник», «не ратуешь»)
— С каким сказочным героем сравнивается лес? (С Бовой – силачом, сказочным богатырем).
— Какие сложные философские начала взаимодействуют? (Бова – одушевленное существительное, лес – неодушевленное. Следовательно, борьба одушевленного и неодушевленного, человеческого и природного начал).
— Действительно, взаимодействие очень сложное. Какой главный литературный прием используется в стихотворении? ( Олицетворение. Примеры приводятся учениками).
— Конечно, мы не видим прямой образ Пушкина, но через образ «лес – Бова» мы угадываем образ поэта в самой трагической развязке.
Вторая часть стихотворения тоже начата с вопроса. Если первая часть траурная, то вторая — мажорная, торжественная.
Каким же был лес — богатырь, лес – Бова? (Работа с текстом. Ученики приводят примеры: У тебя ль было …
Заливная песнь соловьиная…
Лес жил полной жизнью, радовался)
— Какой главный образ угадывается? (Образ поэта).
— Это так: Пушкин – наше все: день и ночь, любовная песня и боевой гимн.
Какая главная тема во второй части? (Тема борьбы со злыми силами: бурей).
-Давайте найдем здесь народные поэтические средства, придающие фантастическую образность произведению. (Сказочные образы лешего, ведьмы . Просторечья: «Обоймет»,
— Какие же силы борются? (Борьба леса и бури, добра и зла, тьмы и света .
— Третья часть – финал, итог, разрешение, «гибель богов». Скажите, какой звук часто повторяется и что он символизирует? (Звук «О» повторяется в каждой строке. Наверное, символизирует вой, стон, плач).
-Вспомните строки Лермонтова об убийстве поэта. («Его убийца хладнокровно Навел курок…»
— Прочитайте строки об убийстве поэта в стихотворении Кольцова?
У Лермонтова убийца стреляет, у Кольцова – «дорезала»- разбой — разбойник. В народнопоэтических образах Кольцова выражен тот же смысл, что и у Лермонтова. Поэта убили.
Воскресает старая народная легенда об убийстве безоружного спящего рыцаря, не случайно использованная Кольцовым. Ведь именно здесь абсолютно сильный оказывается абсолютно бессильным. Найдите антонимичные образы (как убили). («С богатырских плеч
— Какова же, по вашему мнению, главная мысль стихотворения «Лес».
(Силы не ломают великих, их губит зависть, интриги, сплетни).
Вывод. (Учитель) Гений абсолютно силен, как никто, в жизни, в бою, в творчестве, для него абсолютно исключены дела низости и коварства – это не его стихия. Повторяется история пушкинского Моцарта.
(Снова тихо, фоном звучит «Реквием» Моцарта).
Лермонтов гениально показал это в стихотворении «Смерть поэта», Кольцов, на мой взгляд, не менее гениально выразил главную мысль в ярких народнопоэтических образах.
В «Лесе» Кольцова немало многоточий, которые позволяют нам выйти за рамки произведения, самим додумать, дочувствовать какие-либо ассоциации.
Многомысленнно и завершающе многоточие. Оно не завершает, не замыкает наше чувство в пределах стихотворения, дает ему продолжение, дает выход горечи, вопросу, недоумению. Вечному недоумению.
Домашнее задание. Написать отзыв на стихотворение А.В. Кольцова «Лес».
1. Кольцов А.В. Стихи и песни, Ленинград, 1984.
2. Скатов Н.Н. Далекое и близкое, Москва, 1981.
3. Кольцов А.В. Сочинения, Воронеж, 1950.
4. Антюхин Г.В.Литературное былое, Воронежский университет, 1987.
Источник
Анализ стихотворения «Лес» Кольцова.
Алексеем Васильевичем Кольцовым написано немало интересных произведений в стихах. Среди них стоит обозначить «Лес», созданный в 1837 году.
Тема
Сила духа богатыря и его жизнь – вот тематика стихотворения, созданного Алексеем Васильевичем.
Читайте по теме:
Композиция
Произведение выдержано в рамках линейной композиции. В нём много интересных фольклорных элементов, усиливающих атмосферу русского духа и мрачности леса.
Жанр
Можно обозначить народной песней и даже сказом жанр шедевра Алексея Васильевича. Он часто писал в народном духе, т.к. ощущал связь с фольклором.
Средства выразительности
Дремучий лес – обращение, которым открывает стихотворный мир текста автор. Тропов много, но многие из них звучат так, точно поэт создавал сказку. И такое ощущение справедливо, потому что фольклорная стилизация была актуальна для творческой манеры автора.
Читайте по теме:
Эпитеты
Мимолётною, заколдованный, дремучий – примеры некоторых примененных в стихотворении поэтом эпитетов. Они создают ту атмосферу, в которую проникает мыслями читатель. Каждый эпитет использован уместно. В выражении «Бова–силач» второе слово является существительным, выступающим в роли эпитета.
Олицетворение
Обращение к лесу является олицетворением, потому что в нём звучит отождествление леса с живыми силами природы. Это было характерно для творчества Алексея Кольцова.
Полный текст стихотворения: Алексей Кольцов — Лес
Метафоры
Жизнь свою маял битвами – метафора. Она относится к А.С. Пушкину, который в стихотворении представлен в образе богатыря, сражающегося за справедливость. Посвящение Пушкину обозначено в начале стихотворения.
Источник
Основная мысль стихотворения «Лес» Алексея Кольцова
Величие природы и ее взаимодействие с человеческой душой — это одна из основных тем, которые прослеживаются в русской литературе. Одним из значительных произведений, отражающих эту тему, является стихотворение «Лес» Алексея Кольцова. В этом стихотворении автор передает свои глубокие чувства и мысли, связанные с лесом. Основная мысль произведения заключается в том, что лес является божественным творением природы, способным казаться живым и обладающим своим собственным характером.
Основная часть:
В стихотворении «Лес» Кольцов описывает невероятную красоту и грандиозность леса. Он раскрывает перед нами не только его физическую природу, но и его влияние на человека. Первые строфы стихотворения дают нам представление о величии и могуществе леса. Лес олицетворяется как бесящаяся живая сила, обладающая своим собственным характером.
В последующих строфах Кольцов передает свое преклонение перед лесом и природой в целом. Он описывает разнообразие звуков и образов, которые сопровождают лес и делают его живым и таинственным. Через использование ярких образов, автор подчеркивает разнообразие красок, звуков и ароматов, которые можно встретить внутри леса. Кольцов уделяет особое внимание благотворному влиянию леса на человека. Он пишет о том, как лес может успокаивать, вдохновлять и вызывать позитивные эмоции. Лес, по словам поэта, является миром, которому нужно уметь понять и общаться с ним.
Заключение:
Основная мысль стихотворения «Лес» состоит в том, что лес является великим творением природы, обладающим своим уникальным характером и способным оказывать благотворное влияние на человека. Автор передает свое глубокое впечатление о лесе, описывая его красоту и могущество. Он призывает читателя увидеть и ощутить живой дух леса, который может дарить вдохновение и покой. Стихотворение «Лес» становится своеобразной гимном природе и призывом к гармонии между человеком и окружающим миром.
Источник